Девальвация рубля и количественные смягчения
Девальвация рубля, о которой вдруг все заговорили на прошедшей неделе, была вызвана резким, хотя и не очень большим ослаблением рубля. Колебания достигали 1% в четверг и пятницу. Бивалютная корзина подорожала примерно на 2% при относительно устойчивых ценах на нефть. Событие представляется достаточно интересным, с той точки зрения кто стоит за снижением курса рубля: валютные спекулянты, выход крупного капитала или действия ЦБ. Мне кажется наиболее правдоподобной версия о том, что это действия ЦБ, как минимум он этому не препятствует. И вот почему.
Во-первых, таким способом монетарные власти поддерживают экспортеров, в первую очередь крупнейших сырьевых, так как они являются фундаментом российской экономики. Выручка в долларах, а расходы в рублях. Чем выше курс доллара, тем больше рублей в итоге получит за свою выручку экспортер. Возможно, существует даже некое джентльменское соглашение между представителями крупного бизнеса и ЦБ относительно того, когда необходимо обеспечить девальвацию рубля для продаж валюты по выгодному курсу.
Большинство стран в рамках усилий по восстановлению после кризиса, стремятся плавно ослабить национальную валюту, чтобы поддержать экспорт и дать толчок экономике. Так Китай долгое время девальвировал удерживал от укрепления юань, делая свои товары более конкурентоспособными, чем очень не довольны США (призывают ревальвировать китайскую валюту). При этом американские власти в последнее время также не прочь девальвировать доллар в тех же целях, хотя напрямую об этом и не заявляют.
Во-вторых, девальвируя рубль, Центробанк может обеспечить в какой-то части так называемое количественное смягчение, подражая тем же американцам хотя и в несколько искаженной форме – ФРС выкупает облигации, а российский ЦБ иностранную валюту. При этом в обоих случаях цена на актив завышается, а в национальную экономику поступает больше денег.
P.S. К слову, высокие котировки (и низкая доходность) государственных облигаций США воспринимаются как признак нестабильности на фондовых рынках. Считается, что спрос растет на фоне опасений инвесторов относительно снижения котировок акций в будущем, и они покупают консервативный инструмент. Однако, если котировки растут вследствие государственной программы выкупа, то это даже хорошо. Первая часть программы «количественного смягчения» (quantitative easing, QE) закончилась в марте этого года – через месяц рынки начали снижение, ускорившееся в мае на фоне «греческого кризиса».
Поэтому комментариев от ФРС США на тему QE2 инвесторы ждут затаив дыхание (на следующей неделе во вторник после 22.00). Следите за новостями.
Любителям валютно-кризисной темы соответствующиее заметки предыдущих периодов:
- Доллар против ПИФов в условиях финансового кризиса
- Почему растет доллар на фоне рецессии в США
- Вторая волна кризиса и почему растет фондовый рынок
19 сентября 2010 в 21:14
Владимир, добрый вечер, есть два вопрса:
1. как влияет девальвация рубля на российский фондовый рынок?
2. Получается, что америкацы выбрасывают на рынок доллары, а россия, китай собирают их в золотовалютные резервый, как бы нивелирую работу ФРС?
19 сентября 2010 в 21:35
Эдуард,
1. для фондового рынка девальвация рубля имеет нейтральное значение, если она не значительна. Смотрим значения ММВБ (рассчитывается в рублях), РТС (рассчитывается в долларах) и курс доллара.
4 августа 2010 года: ММВБ 1418,05; РТС 1528,13; USD/RUB 29,81.
17 сентября 2010 года: ММВБ 1417,65; РТС 1464,21 -4,2%; USD/RUB 31 +4%.
в общем при одном и том же значении ММВБ, значения РТС могут разниться на несколько процентов. НО это если ЦБ, скажем так, искуственно девальвирует рубль, а вот если это происходит на фоне снижения цен на нефть, то тут уже и ММВБ зальют.
2. Не, ЗВР тоже вкладываются в различные активы, в те же казначейки, даже ипотечные облигации США были у нас в ЗВР, в общем там тоже деньги на месте не лежат — инвестируются. Вообще финансовую систему основанную на долларе никому разрушать не выгодно, при этом немнго пошатать ее к своей выгоде — это другое дело.
19 сентября 2010 в 21:39
>Так Китай долгое время девальвировал юань, делая свои товары более конкурентоспособными, чем очень не довольны США (призывают ревальвировать китайскую валюту).
Когда Китай девальвировал юань? Китай долгое время укреплял юань, потом перестал. Сей час снова начал укреплять.
>Во-вторых, девальвируя рубль, Центробанк может обеспечить в какой-то части так называемое количественное смягчение, подражая тем же американцам хотя и в несколько искаженной форме – ФРС выкупает облигации, а российский ЦБ иностранную валюту. При этом в обоих случаях цена на актив завышается, а в национальную экономику поступает больше денег.
Есть только маленькая разница. У нас в отличие от США инфляция разгоняется и ставки не уперлись в нулевую границу, поэтому не ясно, зачем нужно количественное ослабление (легче ставки снизить) и девальвация, которая только дополнительно ускоряет инфляцию, как через цены импорта, так и через монетарные агрегаты. Не очень понятно, зачем это может быть нужно ЦБ.
19 сентября 2010 в 22:09
WLMike, благодарю за замечания,
>>Китай долгое время укреплял юань, потом перестал. Сей час снова начал укреплять.
насчет девальвации поправился, действительно имело место скорее удержание от укрепления (что с натяжкой можно назвать девальвацией), поэтому США требуют прекратить такое удержание.
>>поэтому не ясно, зачем нужно количественное ослабление (легче ставки снизить).
Ставки у нас как инструмент, опять же в отличие от США, не особо работают. А деньги через банки не особо доходят до реального сектора — рисковать не хотят.
>> Не очень понятно, зачем это может быть нужно ЦБ.
мне тоже не понятоно, поэтому сделал два предположения, есть дургие версии, то с удовольствием выслушаю
20 сентября 2010 в 01:30
Две цитаты:
«За последние два дня рубль потерял к доллару порядка 2% — примерно по проценту в день. Объяснения могут быть два — плановая девальвация о которой недавно говорил Алексашенко либо же бегство денег «московской группы».
«Дэвид Реслер, главный экономист Nomura Securities International, корректно предсказавший результаты заседания 10 августа, считает, что ФРС «заявит о расширении своего баланса на сумму в $200 миллиардов, которое должно будет произойти уже до 2-3 ноября».
Как вам такое? :)
20 сентября 2010 в 08:46
>Ставки у нас как инструмент, опять же в отличие от США, не особо работают. А деньги через банки не особо доходят до реального сектора – рисковать не хотят.
На чем основано это утверждение?
Если нарисовать на графике ставки по инструментам ЦБР абсорбирующим и предоставляющим ликвидность, то межбанк четко лежит между ними, то есть ЦБР влияет своей процентной политикой на межбанк.
Если построить график ставок межбанка и реального сектора, то они опять же меняются синхронно, что можно дополнительно подтвердить статистически значимым коэффициентом корреляции между этими двумя ставками. Таким образом, ЦБР влияет и на ставки реальному сектору.
>мне тоже не понятоно, поэтому сделал два предположения, есть дургие версии, то с удовольствием выслушаю
Версии про ЦБР, на мой взгляд, не выдерживают критики, — ЦБР обещал особо не вмешиваться в торги в рамках трехрублевого коридора, он особо и не вмешивался. Если кто породил эту флуктуацию, то не он. Версий кто может быть много (группировка Лужкова деньги выводит, ЛУКОЙЛ передумал с реализацией опциона и т.д.), но, на мой взгляд, 2% это просто смешно, чтобы что-то серьезно обсуждать.
20 сентября 2010 в 10:53
Логан,
>>Как вам такое?
неплохо, особенно насчет «московской группы».
WLMike,
>>На чем основано это утверждение?
какой либо статистики по этой теме у меня нет — и здесь я не претендую на истину в последней инстанции. Но иногда приходится общаться с представителями бизнеса, так вот они жалуются — ставки высокие, 20% например, хотя это конечно не компании первого уровня. где можно взять данные для реального сектора, интересно посмотреть уровень ставок.
>> ЦБР обещал особо не вмешиваться в торги в рамках трехрублевого коридора
обещать не значит жениться.
Ваши версии тоже интересны, учту их, может быть даже коротенько напишу дополнение.
2% за два дня, норма для рынка акций, для валютного рынка это достаточном много, чтобы обратить на это внимание.
20 сентября 2010 в 15:41
ЦРБ публикует статистику ежемесячно. Как вариант:
http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/interest_rates_10.htm&pid=cdps&sid=svodProcStav
http://www.cbr.ru/statistics/print.aspx?file=credit_statistics/credits_deposits_10.htm&pid=pdko&sid=skofrub
А по поводу 2% — нужно привыкать, что такое возможно при относительно свободном плаванье. В качетве примера можно глянуть на кросс-курс, тут появляется еще одно объяснение технического плана, которое мне сей час кажется наиболее реальным.
Началось все с относительно сильного движения кросс-курса. Кого-то выбило на стоп-лосах по евро, и началось закрытие позиций. ЦБР не вмешался, и рынку просто не хватило ликвидности, а это начало двигать корзину в целом. На третий день появился ЦБР подкинул валютной ликвидности – все кто хотел закрылись, и ситуация нормализовалась.
20 сентября 2010 в 19:26
Черт возьми!
20 сентября 2010 в 20:48
>>Черт возьми!
Как говорится: 10 лет на рынке! Помогите найти выход!
Вспомнился анекдот: Мужик выиграл в рулетку миллион. Друзья пристают:
-Как?
-Да мне сон приснился: шесть семерок. Ну я поставил на 49 и выиграл!
-Не врубился… Шестью семь — сорок два!
-Ну и ходи нищим со своей математикой!!!
А если серьезно, то не лень вам над этим думать? Это прерогатива следственных органов.Органы эти не особо богаты, а следственно эти мысли вас уж точно не обогатят! И более того, чем больше я нахожусь на рынке, тем больше я убеждаюсь, что все гениальное просто! Рынок (валюта) растет — продавай, падает — покупай! Это тем более верно, когда объемы большие ( чтобы не засадить). И мне АБСОЛЮТНО неинтересно почему поднималась 36,6 и почему падает (или падал) рубль. Одно я знаю твердо: на рынке я зарабатывал, зарабатываю и буду зарабатывать!
А для объяснения непонятных движений мне достаточно версии о существовании ВЕЛИКОГО КУКЛА :)
Не, ну если целью данного блога является переименование нашей виртуальной экономики в ЭКОНОМИКУ…
20 сентября 2010 в 22:27
«Черт возьми!» и к 10. относится. Анекдоты точно неинтересны. Их надо вырезать кусторезкой.
Если уж правда опыт большой, так поинтересней можно. Нет же — гордыню выпячем.
21 сентября 2010 в 12:21
До меня только сейчас дошло, в каком контексте эти постоянные упоминания о кусторезке. +1
Подарите Владимиру такую ;-)
21 сентября 2010 в 14:22
Александр Сидоров,
цель блога делиться теми знаниями, теми, что есть. Справедливо заметить, что я не особый поклонник статистики, математических расчетов и т.д., да и моя стратегия во многом отрабатывает настроение рынка — активность проявляется в период страха или жадности. Но всяческие фундаментальные аспекты мне тоже интересны, ибо позволяют понимать рынок, прогнозировать его и тд. Для себя лично я считаю, что не стоит пренебрегать возможностью продвинуться в этом направлении. Ну и конечно, после того как пойму, стоит все это адаптировать, т.к. «монетарные агрегаты» излишне научная фраза. Как-то так.
21 сентября 2010 в 14:24
Илья_По, у меня насчет кусторезки — до сих пор только предположения , что это может быть в текущем контексте :) А пифисто он парень загадочный, вон пауло коэльо читает… это ж почти как монетарный агрегат :)
21 сентября 2010 в 19:46
Я случайно прочел.
А насчет девальвации думаю это десятину дерут.
Но прогресс в сравнении с недавним прошлым очевиден — 2-3%, а не 200-300%, как было во всякие черные вторники. Но могут и еше содрать и акций из госпакета продать.
Посему из металлургии еще вчера — на обмен. Оставшееся — подумаю. Больно задрали некоторые цены.
Кусторезка А Хорунжего рулит!
22 сентября 2010 в 22:17
Рулит-рулит))
Отлично режет кусты и стрижет капусту, покупайте кусторезки от отечественного производителя :))
Не трогайте нашу виртуальную Экономику ей и так стыдно за себя :)
23 сентября 2010 в 19:07
классный пост, Александр. 5+
27 сентября 2010 в 15:16
А полосы тигра действительно означают волатильность. За год рынок гулял в коридоре 1200-1500. От среднего значения это 11.5%. Вообще ни о чем.
27 сентября 2010 в 19:04
Федор, я уж думал ты забыл о фондовом рынке, популярность в жж, работа практически в идеальной компании (был у вас в офисе намедни — впечатлен) :)
27 сентября 2010 в 21:47
Уважаемый ГВ, скажите пожалуйста, в связи с сложившейся ситуацией на валютном рынке, что посоветуете делать с деньгами, которые отложены на покупку квартиру?
Положить на мультивалютный вклад?
28 сентября 2010 в 16:04
Хм… похоже мы опять собрались просаживаться… все приготовили пачки денег, чтобы закупаться на низах? :)
28 сентября 2010 в 16:48
Елена, мое личное мнение, что лучше рублевый вклад со ставкой повыше.
Хорунжий Александр, не, не так, у всех закончились пачки денег и поэтому рынок просаживается :)
28 сентября 2010 в 19:46
А сильно ли просаживаться ли будет этот рынок?
А может пачки денег должны быть в рынке?
29 сентября 2010 в 11:46
Нет уж, лучше в кэше!:)
3 октября 2010 в 19:08
saveliy
Полностью согласен с тобой))) Лучше в кэше
3 октября 2010 в 19:23
ВГ, Спасибо! Решили в банке в рублях оставить..
3 октября 2010 в 23:10
А почему бы хотябы ПИФ из облигаций не взять? Все по процентам лучше, чем вклад в банке.
4 октября 2010 в 10:44
Хорунжий Александр пишет:
3 октября 2010 в 23:10
А почему бы хотябы ПИФ из облигаций не взять? Все по процентам лучше, чем вклад в банке.
Осень — время закатывать деньги в банках.
4 октября 2010 в 16:01
Неинтересный нынче рынок! :)
4 октября 2010 в 16:07
«Картина в целом крайне противоречивая. То, что экономика США сбавляет темпы, рискуя свалиться в повторную рецессию, пожалуй, уже становится очевидным фактом. Однако текущие рыночные настроения выступают сейчас резким контрастом к этому экономическому фону, и это является основным движущим противоречием сегодняшних рынков. Содержание макроэкономической статистики, выходящей в последнее время США, как ни странно, но не имеет специального значения. Любые данные используются участниками лишь как повод для дальнейшей игры наверх. Меняется лишь мотивация. Если данные негативные, значит, можно рассчитывать на новый приток ликвидности от ФРС в рамках нового QE. Если данные позитивные, значит, и так всё хорошо.
Мы полагаем, что подобная рефлексия рынков – результат чрезмерных спекулятивных ожиданий, накопившихся на рынке, что делает его крайне нестабильным. Для спекулянтов – это праздник, для инвесторов – огромный риск.»
Александр Иванищев, начальник аналитического отдела ФЦ «Инфина»
Согласен на 100% !!! Спекулям сейчас раздолье, а инвесторам …….
6 октября 2010 в 20:31
валютная тема продолжается. читаем про валютные войны тут:
http://www.vedomosti.ru/finance/news/1118046/mvf_preduprezhdaet_ob_opasnosti_valyutnyh_vojn
и во многом именно избыток долларов движет глобальные рынки вверх
8 октября 2010 в 12:58
(19) Не забыл, просто ничего не происходит — чего комментировать?
А ты чего же, был в гостях и ко мне не зашел? Хоть бы познакомились :)
Кофе с айришкримом тебя хоть угостили?
11 октября 2010 в 17:40
Ну все блог походу усох… очень жаль :(
11 октября 2010 в 17:57
Федор, а пришли мне телефон на почту, я если еще буду выезжать с оказией, так наберу. Кофем с кремом меня не угощали ;)
Алексей, ага, есть такое дело. Но это не значит, что я забил на блог — работаю-сражаюсь, что-бы проект расцвел с новой силой :) Во первых в жизни появились дополнительные приоритеты (родился сын, и квартира купилась — хлопоты), пришлось перераспределить время. Ну а кроме того, больше всего интересно, чтобы я все на своих деньгах пробовал, а потом рассказывал — это класс. А теория то выложена процентов на 85%, наверное (по крайней мере по ПИФам).
11 октября 2010 в 18:44
Владимир, от всей души поздравляю с рождением сына!!!
11 октября 2010 в 18:45
Елена, спасибо :)
11 октября 2010 в 20:06
Поздравляю! Важнее ничего нет! Остальное по-боку…
12 октября 2010 в 09:58
Владимир, поздравляю с рождением сына!
12 октября 2010 в 17:23
Вот, человек Великим делом занят, а вы блог-блог :))
Владимир, поздравляю ;)
12 октября 2010 в 20:29
Поздравляю! Терпения и мудрости! :)
13 октября 2010 в 20:35
Владимир, поздравляю. Сын — это самое важное дело в жизни.
13 октября 2010 в 20:39
За rostdetey!
13 октября 2010 в 23:33
Всем спасибо за поздравления! Безусловно приятно. При этом забавно, сыну уже скоро 2 года, а я все получаю поздарвления :)
Декабрь 2008 года, веселое было время, перспективное. http://rostdeneg.ru/282.html
Сейчас конечно тоже красиво, пузырики надувают :)
14 октября 2010 в 06:39
:)
14 октября 2010 в 12:25
(43) Сейчас конечно тоже красиво, пузырики надувают .
Когда лопнем !!!????? :)
14 октября 2010 в 15:23
Владимир, поздравляю с сыном и квартирой! После таких дел грех не расслабиться :)
И желаю поскорей сформировать необходимый капитал и вновь приступить к активной игре с ПИФами.
14 октября 2010 в 23:21
Владимир, присоединяюсь к поздравлениям =) желаю всего самого наилучшего.
18 октября 2010 в 11:58
Владимир, добрый день.
Хотел бы узнать ваше мнение.
Относительно того, что Тройка-диалог открывает новый Пиф стран Брик.
http://am.troika.ru/rus/products/Mutual_Funds/brik/index.wbp
Как вы считаете перспективно ли это направление ?? В свете диверсификации портфеля.
Вадим.
18 октября 2010 в 12:23
Не только тройка диалог, втб управление активами тоже запускает аналогичный пиф.
18 октября 2010 в 17:19
Студент, спасибо, пойду и их изучать. А то много пишут диверсифицируй портфель… а у меня пока только один российский рынок в портфеле. :))
18 октября 2010 в 17:33
Посмотрел я ВТБ, глянул их отчетность…как-то странно.. большая часть фонда в российских ц.б..на протяжении последних 6 месяцев… непонятно..
18 октября 2010 в 17:41
>Вадим
Можете ещё в УК Банка Москвы наведаться. У них он называется «Звездный бульвар».
18 октября 2010 в 17:54
Вот оно что с ВТБ..
В сентябре о преобразовании ПИФа «Долгосрочные взаимные инвестиции» в открытый фонд акций «ВТБ — БРИК» объявила «ВТБ управление активами». По словам ее директора по портфельным инвестициям Владимира Потапова, доля российских акций в фонде с начала ноября постепенно будет снижена до 30%. Активы «ВТБ — БРИК» будут включать доли ETF (фонды, паи которых торгуются на биржах) и акции «голубых фишек» Бразилии, Китая и Индии…
Sva52 cпасибо за Звездный бульвар :)