В ожидании года быка | Рост денег в ПИФ: инвестиции на фондовом рынке

В ожидании года быка

год быкаФондовый рынок. Отметки в 1200 пунктов по РТС фондовый рынок может достичь как в конце 2009 года, такой прогноз есть у многих инвестиционных банков. А может и в средине будущего года. Это не так важно, дело в другом.

Именно сейчас золотое время для инвестиций и неизвестно как долго оно протянется. Важно не то, сколько можно заработать 50 или 100 процентов в ближайший год, а то, сколько денег вы успеете [рискнуть] вложить на действительно привлекательных уровнях на длительную перспективу. И еще, более важно не остаться сторонним наблюдателем роста фондового рынка с консервативным портфелем – вклад в банке на 3 года, с головокружительно высокой ставкой 14% годовых.

Как можно было заметить, рынок способен за считанные дни подняться, например, с 549 пунктов до 830 пунктов по индексу РТС. Тем временем, многие инвесторы ПИФов заняли выжидательную позицию, дескать, подождем, когда «все успокоится». Причем добиться каких-либо вразумительных числовых показателей или индикативных событий, которые скрываются за этой фразой невозможно. Так вот, о «всеобщем успокоении» будет объявлено, когда рынок будет выше 1200 пунктов. А может и выше.

Это я к тому, что сколько бы не ни было пунктов по РТС сейчас 700, 500 или 200, инвесторы вложат меньше, чем, например, на 2000. Попробуйте представить индекс РТС в 4500 пунктов и оцените возможности которые есть сейчас.

Что будет с ПИФами. Я уже набил оскомину рассказывая об индексных ПИФах, и по-прежнему считаю их лучшим инструментом на ближайшее время. У ПИФов акций нефтегазового сектора есть шансы выйти в лидеры этого года – нефтяники получают налоговые льготы, кроме того девальвация рубля им тоже на руку – доходы в растущих долларах, расходы на добычу и переработку в снижающихся рублях. Также есть мнение, что акции нефтегазового сектора перепроданы больше других. Хотя я не планирую жадничать, принимая на себя дополнительные риски [одной отрасли] и готов довольствоваться доходностью индекса. Заметка по теме – Отраслевые ПИФы: как не перепутать педали.

При желании диверсифицировать портфель более равномерно, нежели это позволяет индексный ПИФ, можно покупать акции МТС и Сбербанка с долями процентов 10-15% в портфеле. Это будут инвестиции во внутренний спрос, который менее подвержен снижению, в отличие от экспорта. Монополия Сбера в очередной раз только упрочит свое положение (Баффетт любит инвестировать в монополии). Таким образом, это будет инвестиционная идея, обратная относительно той, что изложена в предыдущем абзаце.

Нефть. Да, цены на сырьевых рынках это важный фактор для российской экономики и фондового рынка, где львиная доля капитализации приходится на экспортеров. Нефть может сходить ниже 40 долларов за баррель. При этом стоит обратить внимание, что уже сейчас многие месторождения находятся за гранью рентабельности и могут быть попросту закрыты. Не стоит списывать со счетов и возможность сокращения добычи странами ОПЕК. 50-70 долларов приемлемый уровень для 2009 года.

Доллар и девальвация рубля. На эту тему хорошо написал Олег Анисимов, все по полочкам, мне понравилось замечание относительно того, что население других стран не беспокоится особо относительно ослабления национальной валюты к доллару, и не запасается баксами впрок. А если кому-то очень хочется в обязательном порядке что-нибудь предпринять, то откройте мультивалютный вклад в банке (на консервативную часть портфеля). Повторюсь, девальвация выгодна отечественным экспортерам.

Рубль будет ослабевать еще какое-то время, пока продолжается отток капитала и снижение экспортной выручки. Это можно обозначить как внутренний фактор. Внешним же фактором является то, как американцы и выбранный президент будут бороться с разразившимся кризисом, а именно решатся ли они на активное допечатывание денег, и если да, то доллар начнет утрачивать свои позиции на мировом валютном рынке. В этом контексте интересно мнение председателя Rogers Holdings Джима Роджерса, вместе с Джорджем Соросом основавшего хедж-фонд Quantum, он делает прогноз, что доллар потеряет статус резервной валюты, девальвируется и сильно упадет. Подробности в статье Ведомостей «Вертолет Бернанке» (ссылка действует до 26 декабря 2008 года). Разумеется, такой сценарий позволит укрепиться рублю по отношению к доллару, но это перспектива конца 2009 года, начала 2010. Рубль еще упадет, но уже в 2010 г. вернется на уровень 25,9 руб./$, делает прогноз Merrill Lynch, тоже Ведомости, ссылка действует до 27 декабря 2008 года.

Заключение. Мировые фондовые рынки и рынок золота движутся разнонаправлено – это исторический факт, который можно использовать. Сейчас цены на золото находятся близко к своим максимумам, а фондовые рынки к минимумам. Точка разворота для обратного движения где-то рядом, это будет рост на несколько лет.

Несколько ссылок об инвестициях Уоррена Баффетта и о предпринимаемых им действиях:

Комментариев: 48

  1. Денис пишет:

    В большой части согласен с мессаджем статьи… Но насчет Сбербанка — монополии не верю. В чем монополия? В широкой филиальной сети? ну так ВТБ, Альфа-банк покрайней мере в Москве весьма не плохо развились… Если уж кто монополист так это ГАЗПРОМ… РЖД имеет весьма не плохие перспективы…

  2. Владимир Горбунов пишет:

    Денис, монополия Сбера имеет место независимо от того верим мы в нее или нет :)

    Это не только филиальная сеть (795) в десять раз превосходящая ближайшего конкурента (Россельхозбанк — 78), но и огромный кредит доверия населения, причем не только провинциальных бабушек, но и весьма обеспеченных людей. Можно добавть давнюю традицию оплаты всего и вся через сбербанк. А банковские услуги Сбера не дешевые.

    У ВТБ 38 филиалов, а Альфа-Банка 18. И люди, в массе своей не скоро обратят внимание на более качественный сервис типа лучшего интернет-банкинга у Альфа-Банка (которым я пользусь с удовольствием).

    Рейтинг банков 2008 по филиальной сети.

  3. Федор Езеев пишет:

    Немного занимательной математики.

    Есть два человека. У каждого из них есть 100 тысяч рублей, которые хочется инвестировать.
    Индекс 600.
    Первый человек говорит: мне все равно, сколько сейчас индекс, я знаю, что будет много больше. И покупает паи на индекс.
    Через месяц индекс 500.
    Второй человек говорит: вот эта цена мне больше нравится, и покупает паи на индекс.

    Когда через тридцать лет и три года индекс отрастет до уровня 2400 — у первого инвестора будет 400 тысяч, а у второго — 480.
    Первоначальные 20% разницы в цене покупки превратились в головокружительные 80% от суммы первоначальной инвестиции.

    Вот эти самые расчеты и не дают мне покупать на текущих уровнях. Жадность пока что побеждает страх.

    P.S. но 250, как месяцем раньше, я уже не жду. Ниже 450-ти вряд ли опустимся.

  4. Федор Езеев пишет:

    Ну и фактор приближающихся новогодних каникул не добавляет уверенности ни разу.

  5. Andy 73 пишет:

    Владимир!
    Отличная заметка.Спасибо!

  6. Домохозяйка пишет:

    Я в октябре продала все паи (по неопытности очень неудачно), но в ноябре купила на эти деньги снова — уже по более низкой цене и соответственно в большем количестве. Если не в декабре, то уж в январе точно продам на максимуме и повторю историю с начала. Думаю, что весь ближайший год можно будет применять такую стратегию.

  7. Investor77 пишет:

    > Когда через тридцать лет и три года индекс отрастет до уровня 2400

    :) :) :) Верно замечено.

  8. Андрей пишет:

    Владимир, а [в случае хорошего временного роста] «выпрыгивать» из индексного ПИФа лучше в наличку или ПИФ Облигаций? Насколько облигации надежны сейчас? (сравнение экономии на налоге с продажи паев и рисков облигаций)

  9. Игорь пишет:

    Мысли неплохие, но стоит учитывать еще один момент — война, обстановка сейчас не из лучших, и штаты на пределе уже, без заварушки сложно будет, а там что будет одному Богу известно…

  10. Домохозяйка пишет:

    Андрей пишет: “выпрыгивать” из индексного ПИФа лучше в наличку или ПИФ Облигаций?
    Думаю, по деньгам примерно одинаково получится. Но обмен в нынешней финансовой ситуации даёт преимущество. Во-первых, деньги могут зависнуть в банке и не будет возможности их снова вложить в нужный момент. Во-вторых, сейчас есть ограничения по получению большой суммы со счета. Мне в банке сказали, что можно снять только то ли 2, то ли 3 тысячи долларов в месяц.

  11. Владимир Горбунов пишет:

    Федор, в твоем аналитическом обзоре не хватает одного важного элемента :) Это негативный сценарий. Обычно бывает минимум три сценария: негативный, умеренный и оптимистичный. Если оптимистичный для тебя [но не для рынка] 500, то негативный 700. Со 100 тыс. в этом случае инвестор получит 340 тыс.

    Что же касается негативных сценариев, то Банк Москвы, чтобы перестраховаться в своем обзоре предусмотрел 200 пунктов, на всякий случай. Видать, им страшно. Кстати, у них помоему тоже всего два сценария РТС: 1200 основной, и 200 [на конец 2009] — я бы назвал его креативным :)

  12. Владимир Горбунов пишет:

    Andy 73, пожалуйста :)

    Домохозяйка,
    >>Думаю, что весь ближайший год можно будет применять такую стратегию.
    Скажу больше, я наблюдал, как один инвестор дважды за последнее время покупал ПИФы на отметке 550 по РТС и продавал выше на уровне 20% прибыли. Не знаю купил ли он сейчас.

  13. Домохозяйка пишет:

    Ура! Я не одна такая!

  14. Владимир Горбунов пишет:

    Андрей, я бы предпочел скорее деньги, чтобы было удобнее «запрыгнуть» т. к. с наличными деньгами Вы можете сделать это быстрее, чем в случае с ПИФом облигаций.
    1)Нормативы: обмен 5 дней. Приобретение 3 дня. В реальности быстрее, но сути это не меняет.
    2) Если сумма небольшая (в Альфа-Банке 400 тыс., в других банках есть более высокие лимиты), то ее можно отправить даже после закрытия торгов в России и вне зависимости от режима работы УК, то есть через интернет банкинг. Это дает дополнительную возможность проанализировать торговую сессию в США и «прицелиться» поточнее.

    Что касается потрясений на рынке облигаций, то надеюсь они закончились. Кроме того, по опыту давних лет, если локально инвесторы бегут с рынка акций, то рынок облигаций растет. Думаю, что последние события отбили у управляющих охоту включать в ПИФы облигаций акции.

  15. Владимир Горбунов пишет:

    Домохозяйка, по поводу проблем с платежами — интернет банкинг Ваше решение. Либо активно «пинать» сотрудников банка. Снимать деньги в рублях можно без огрничений (да и по долларам какие-то совсем низкие лимиты вы обозначили), если сумма крупная, то ее нужно просто заказать заранее. Да и зачем Вам снимать, тем более в долларах, если обратно в ПИФ собираетесь отправлять?

  16. Leshiy пишет:

    кому интересна стратегия перепрынивания из фонда в фонд, обратите внимание на Тройку, они внедрили управление пифами через инет, то есть можно не только купить паи, но и офрмить заявку на перевод денег между фондами.

  17. Федор Езеев пишет:

    (11) Хм. 700 и 340 — есть о чем подумать, спасибо, Владимир.

  18. Andy 73 пишет:

    Владимир!
    Сегодня отправил заявку на докупку индексного ПИФа и заявку на обмен ПИФа облигаций на ПИФ акций.Так что если два дня будем падать,я против не буду :)

  19. Андрей пишет:

    Владимир, кстати про интернет-банкинг хотел спросить. По какому времени идет расчет при покупке паев? Скажем, если я живу в 7 часах разницы от Москвы (у меня 23.59 — в Мск ещё 5 вечера), то при покупке через Клик я должен ориентироваться на моё время или на Московское всё таки? (имеется в виду календарный день заканчивается в 24.00 по Москве или по моему региону?)

  20. Федор Езеев пишет:

    (19) Очевидно, по Москве.

  21. Regsya пишет:

    Владимир,
    подскажите пожалуйста, все никак не могу определиться,

    я конечно понимаю что упустил уже все моменты, и сейчас даже и двигаться наверно не имеет смысла,

    В общем такая ситуация, Есть индексные пифы и пифы акций. покупались еще при ММВБ в районе 1500 пунктов :(
    и прекрасно понимаю что забрать свое получиться не ранее чем через лет эдак…пока не известно сколько :)
    Есть ли смысл, сейчас, когда уже все упало что можно закрываться в расчете на то что 09 год будет еще хуже, а потом вернуться и отыграться, или уже переводить все в индексный и сидеть там))

  22. Андрей пишет:

    Regsya, мне кажется сейчас правильнее «разбавлять» дорогие покупки вложением средств в низах, ну а потом сидеть и ждать.. всё же быстрее получится «выйти» (в поисках хотя бы нулевой прибыли).

  23. Владимир Горбунов пишет:

    Andy 73, пока фортуна на твоей стороне ;) Удачи!!

    Андрей, ориентироваться нужно на московское время.

    Федор, благодарю за квалифицированный ответ! :)

  24. Владимир Мельников пишет:

    Володя привет! отличная заметка! ведь скоро новогоднее ралли, успеть бы купить, пока не подорожало до 4500! надо спешить, ралли уже близко, не упустить, все деньги в рублёвые пифы, ведь они такие дешёвые!
    http://www.gazeta.ru/comments/2008/12/02_a_2901938.shtml
    а в газетах всякую ерунду пишут, ты им ни в коем случае не верь!

  25. Федор Езеев пишет:

    (24) Если безусловно верить тому, что там написано, то есть два сценария развития событий на среднесрочную перспективу.

    1. Акции действительно дешевые и неизбежно вырастут (через три или пять лет, но вырастут).
    2. Российский фондовый рынок будет закрыт. Просто перестанет существовать, поскольку основному акционеру ГУП «Россия» остальные участники станут не нужны.

    Ну и в результате мы получаем классическую проблему выбора между риском и прибылью. Риск очень велик, но и вероятная прибыль тоже немаленькая.

  26. Евгений Леонидович пишет:

    Андрей,скорее всего на московское,наверное так по всей России,если все идет только через один центр.

  27. Владимир Горбунов пишет:

    Владимир (Мельников) и тебе привет!

    А ты как поклонник долларов купил евроблигаций с доходностью 24% годовых в долларах? Или лот тяжеловат показался? :)

    Как видишь, ерничать я тоже умею :) Но на этом сайте ценится другое — практическая применимость излагаемых идей. Если серьезно, то я давно признал ошибку недооценки глобальных рисков, изучил ее детально… и иду дальше. В настоящее время меня больше беспокоят способы зарабатывания денег, нежели возможности инвестирования, последняя шутка на эту тему: лучашая приемия в 2008 году — работа в 2009.

    Федор, благодарю за развернутый ответ (хоть в соавторы тебя бери ;)

  28. Федор Езеев пишет:

    (27) Если за деньги (работа в 2009-м году, оуйес!) — то я уже согласен :)

  29. Федор Езеев пишет:

    (27) И кстати, по поводу ерничания.

    Владимир (Мельников) как-то упоминал, что его инвестиционный портфель составляет где-то 7-9 годовых доходов. Таким образом, если Владимир зарабатывает более одной тысячи долларов в месяц (что мне кажется крайне вероятным), то как минимум один лот он вполне потянет.

    И при его скептическом настрое и нежелании сильно рисковать — 24% годовых в долларах — это просто праздник какой-то. Так что Владимир (на сей раз Горбунов), я бы на твоем месте и в данной ситуации бы не ерничал, а немедля звонил бы персонально господину Мельникову и предлагал бы свои профуслуги.
    Глядишь, на 2009 год работы и прибавится :)

  30. Andy 73 пишет:

    Владимир!
    «открываю БС»
    Газпром просто не реально дешев.

  31. Владимир Горбунов пишет:

    Andy 73, жаль, т.к. обычно после открытия брокерского счета люди перестают оставлять комментарии на моем блоге :) по неизвестным причинам

    если серьезно. Тебе нравится газовый бизнес? Что дешевле Газпром или НОВАТЭК? Какая из компаний более эффективна? Я предпочитаю покупать акции после предварительного анализа.

  32. Andy 73 пишет:

    Владимир!
    Ваш блог у меня в закладке (избранное).В ПИФах оставлю 5% своего портфеля.Читать блог буду постоянно.Удачи Вам.Вы делаете полезное дело!

    обычно после открытия брокерского счета люди перестают оставлять комментарии на моем блоге по неизвестным причинам-это естественно,ведь только 5% из 100 выживают на фондовом рынке.

  33. Serega74 пишет:

    Вот объясните мне кто-нибудь я полный дятел в экономике. На спекуляциях ведь не могут выиграть все. Дж. П. Морган даже сливал акции когда узнал что и чистильщик обуви играет на рынке то есть когда барашек откормлен и его можно резать. Чтоб кто то мог заработать кто то должен разориться! Конечно каждый надеется что это будет не он. Мне кажется это игра с шулерами — и весь ФР он в интересах крупных финансовых воротил которые контролируют все мировые финансовые потоки. Если изза спекуляций на рынке тонна пшеницы продается за 2000 руб при себестоимости в 2500р это значит конкретный крестьянин влез в долги. И если за тонну никеля дают 1500 долл когда на ее производство надо 2300 значит завод УфалейНикель отправляет 500 человек в бессрочный отпуск…. Объясните мне гуру в чем я не заблуждаюсь?

  34. Investor77 пишет:

    >> “открываю БС”
    Газпром просто не реально дешев.

    Вопрос только в том, зачем Вам акции Газпрома. Если Вам нужны именно АКЦИИ Газпрома и цена кажется подходящей — покупайте :) . Доведете свою долю до 10% — получите, наверное, место в Совете директоров, а также право принимать решения по бизнесу Газпрома и участвовать в прибылях компании :) . А если Вам нужны акции Газпрома только для того, чтобы продать их через неделю дороже — то Газпрому до этого Вашего желания нет никакого дела, акции могут и еще упасть. По-моему, сейчас вообще потеряно доверие в Фондовым рынкам в целом, в мировом масштабе. Ведь реально важно только IPO, когда компания реально получает деньги на свое развитие, а остальные движения на бирже — в основном игры спекулянтов. А рынок не обязан делать спекулянтов богатыми…

  35. Investor77 пишет:

    (33) Serega74, я с Вами согласен. Мир просто заигрался.

    > Мне кажется это игра с шулерами — и весь ФР он в интересах крупных финансовых воротил которые контролируют все мировые финансовые потоки.

    С этим особенно согласен.

  36. Федор Езеев пишет:

    (33, 35) Очень похоже на поведение неудачников.
    Которые сначала ввязываются во что-то, не до конца понимая основных законов, по которым это что-то работает.
    А потом, получив по мозгам, начинают обвинять в произошедшем кого-то еще в том, что их «обманули».

    Хотя вывод в целом правильный. Не знаешь брода — не суйся в воду.

    Заранее прошу прощения, если кого-то обидел, но вот посмотрите на другие примеры.
    Вот Владимир Мельников. Он заранее понял ситуацию и своевременно вышел в кэш. Поэтому он имеет полное право сидеть и ерничать, поскольку делом доказал свои знания финансового рынка.
    И вот Владимир Горбунов. Для него текущая ситуация была полной неожиданностью. Однако он не обвиняет в своих неудачах никого, кроме себя самого. И ищет уроки из произошедшего, пытается смотреть вперед.

    Оба примера по своему позитивны. Ибо оба Владимира разумно оценивают свои взаимоотношения с окружающим миром. А Ваше нытье и перекладывание ответственности на безответных «финансовых воротил» никакого позитива в себе не несет.

    P.S. Купил немного индексных паев, отправил заявку на обмен акций в индекс. Собираюсь купить еще индекса на все деньги, предназначенные для инвестиций.

  37. Владимир Горбунов пишет:

    Serega74, в своем комменте, вопроса Вы так и не задали, но аудиторию, вижу возбудили :) Для начала я рекомендую Вам ознакомпиться с заметкой откуда берутся деньги и последний абзац заметки Как работает фондовый рынок и кто здесь главный

    Есть инвестирование (купил и держу недвижимость), а есть торговля (кто-то срочно продает двушку со скидкой, куплю, есть вариант поменять на 2 однушки и заработать 50% прибыли). Если рынок недвижимости унифицировать (это практически невозможно) и ввести электоронные торги, он станет таким волатильным как рынок акций. И люди будут разоряться на недвижимости, но это будут те же дома, квартиры, которые нынче считаются весьма консервативным вложением.

    При этом, упомянутый Вами крестьянин только на рынке может продать практически неограниченный объем своего урожая. Для этого и нужен организованный рынок. Есть плюсы и есть минусы.

    Спекуляции были не всегда, не везди и не в таких масшатбах. Например, нефть раньше была куда менее волатильна, потому, что к торгам допускали только, тех у кого были физические объемы для хранение этой нефти, то есть реальных производителей и потребителей. Сейчас к торгам допущенывсе, есть теория, чем больше инвесторов допущено на рынок, тем меньше колебания на нем.

  38. Андрей пишет:

    Владимир, ты уже отвечал кратко, можно ли подробнее — на основе чего строится котировка Индексного ПИФа? Проще говоря — имея под рукой график торгов ММВБ можно ли (и насколько точно) определить стоимость пая и сделать решение — покупать\ждать?

  39. Домохозяйка пишет:

    Я давно из кустов слежу за Владимиром Мельниковым. Восхищаюсь его знаниям и интуиции.

  40. Бывший инвестор пишет:

    Доллара скоро не будет, а будет Амеро.

  41. Владимир Горбунов пишет:

    Андрей, определение цены пая — это работа преимущественно регистратора, можно погрузиться в законодательство и разобраться с методикой расчета. Хотя я считаю, что в этом нет необходимости. Есть два фактора которые необходимо учитывать:
    — каким будет среднее за день значение индекса, т.к. если, например, рынок тороговался +2% весь день, а в последние 10 минут упал на -5%, то скорее всего пай будет +1%, т.е. практически не учтет последнее падение. Если рынок плавно вырос и держался на уровне +2%, то пай вырастет примерно на столько же.
    — нужно учитывать предыдущий день, если вчера были расхождения с индексом, то сегодня цена пая будет скорректирована с учетом таких расхождений.

    Федор, Домохозяйка сообщаю Вам, как почитателям таланта Владимира Мельникова, что поговорил с ним насчет написания гостевого поста у меня на блоге — он обещал подумать на эту тему.

  42. Investor77 пишет:

    (36)
    >> (33, 35) Очень похоже на поведение неудачников.

    Федор Езеев, ну зачем же так. Я тоже сделал выводы. И не продал паи .

    Вывод первый. Даже если доверяешь деньги профессионалам — ситуацию все равно нужно контролировать.

    Вывод второй. Портфель должен быть сбалансированный. Пока нет денежных средств в размере 6, а лучше 12 месячного личного / семейного бюджета в рискованные инструменты лучше не лезть. А этот 12 месячный запас хранить на банковском депозите в разных валютах, можно и обезличенный металлический счет добавить, чтоб уж совсем захеджироваться :) .

    Вывод третий. Рынок может падать более чем на 30% :) (хорошо помню падение в 2006-м — на 30%).

    Вывод четвертый. Если есть свободное время лучше научиться управлять своими инвестициями более активно, через тот же брокерский счет (не забывая о том что 90% непрофессионалов теряют деньги).

    Вывод пятый. Халявы нет. Если ЗАРАБАТЫВАТЬ на фондовом рынке — то нужно учиться, пробовать, терять деньги и т.д. А просто пассивные инвестиции — может повезти, а может и нет, вне зависимости от горизонта этих самых инвестиций. Я начал покупать паи в феврале 2006-го, прошло почти три года и сейчас пай этого фонда стоит в 2,5 раза дешевле (хотя большинство управляющих говорили, что уж на три то года инвестировать — безопасно). Смотрим историю мировых фондовых индексов: Nikkei 38.900 пунктов 18 лет назад и сейчас 7.200. SnP 500 1.550 8 лет назад и 800 сейчас. Dow Jones 30 11.400 8 лет назад 8.700 сейчас и т.д.

    А план намечен — если будет хороший отскок (уровни определены) — продам половину. Готов зафиксировать при этом разумный убыток. Потому что считаю, что ждать сейчас выхода в прибыль (из убытка в 60%, убыток в деньгах 250.000 рублей) учитывая текущую ситуацию — бессмысленно. Докупать сейчас — можно уменьшить убыток в процентах, но увеличить в деньгах если рынок еще будет снижаться.

    Все сказанное — мое личное мнение, тоже не хочу никого обидеть.

  43. Домохозяйка пишет:

    Investor 77,если не секрет, на каком уровне конкретно собираетесь продавать и как долго ждать этого уровня? Спрашиваю не из любопытства, а чтобы было на что ориентироваться и мне.

  44. Надежда пишет:

    пока только один сплошной пиар и какие-то тумманые прогнозы — которые возможно и не сбудутся,. хорошо что у кого есть финансы, в такое время, для инвестирования:)

  45. Investor77 пишет:

    > Investor 77,если не секрет, на каком уровне конкретно собираетесь продавать и как долго ждать этого уровня? Спрашиваю не из любопытства, а чтобы было на что ориентироваться и мне.

    1.000 — 1.200 по индексу РТС (но это только мое мнение, Вам решать нужно, конечно, самостоятельно). Как долго ждать этих уровней — не знаю. Обещали до Нового года ралли до 1.000 (в смысле аналитики разные обещали :) ). Но не верится, если честно. Просто по тем ценам, которые сейчас продавать не хочется совсем. Потому и говорю, что для начала должен быть серьезный запас денежных средств в низкорискованных инструментах, а потом уже акции / паи. А то получится своеобразный маржин-колл — деньги понадобились, а взять их неоткуда, кроме того как продавать паи по ЛЮБЫМ ценам.

  46. Федор Езеев пишет:

    Владимир, когда будет новая заметка?
    Две недели уже ждем :))

  47. Даниил пишет:

    Что то про евро нет в статье ничего как думаете такой рост уже 40р. за евро это временно или будет расти и в 2009 году?

  48. BOUNTY пишет:

    Сейчас, многие притихли, ждут пока всё успокоится, но так можно и прозевать, и остаться ни с чем. Так, что расслабляться нельзя, только усердно работать.

Оставьте свой отзыв!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*