Доллар, акции Сбербанка и ПИФы
На почту пришло письмо с просьбой еще раз пояснить (именно на блоге, видимо публичность ответа прибавляет доверия) почему я не реагирую на рост курса доллара.
Почему же не реагирую. Заметки писал, и не раз. Здесь, здесь и здесь. Сам не покупаю потому, что:
Для личных резервов. Все резервы, что есть, будут потрачены в ближайшее время и траты эти будут в рублях, поэтому нет смысла подпрыгивать каждый раз меняя валюту. В обменниках комиссии не малые, да и курс доллара может не только расти, но и снижаться. То есть за короткий период есть риск потерь.
Для инвестиций. Потенциал роста курса доллара, несравнимо меньше, чем потенциал роста рынка акций. Речь идет о разнице между десятками и сотнями процентов, соответственно. В ноябре я купил ПИФов, сейчас доходность от этой сделки уже превышает 20%, если бы я примерно в тоже время купил доллары, то довольствовался бы 6%.
Купил акций Сбербанка 240 штук по 22,71, на общую сумму 5450 рублей. Таким образом, я делаю более сбалансированным и диверсифицированным портфель индексного ПИФа, который покупал ранее. В индексном ПИФе акций нефтяного сектора порядка 50%, финансов меньше. Еще несколько аргументов для такого решения я приводил совсем недавно.
26 декабря 2008 в 10:48
Владимир, мне кажется Вам противопоказано покупать акции. Все Ваши предыдущие покупки в минусе(и ВТБ и МТС). Явно акции Вас не любят.Это мнение со стороны.
А вот с ПИФами дружить у Вас хорошо получается.
По поводу доллара наши мнения совпадают.
26 декабря 2008 в 12:40
Владимир, хотел бы задать вопрос, несколько отвлеченный от темы заметки.
Как Вы видите взаимодействие стоимости паев в ПИФах и инфляционных процессов? Насколько интересным и главное безопасным будет вложение в ПИФы при высоких темпах инфляции? Имеет ли пай свою стоимость и будет ли дорожать теми же темпами, как, например, товары?
26 декабря 2008 в 12:44
Присоединяюсь к вопросу Waron.Очень-очень насущный вопрос. Своим умом не могу понять.
P.S. Ждём заметку Владимира Мельникова. Изнываем.
26 декабря 2008 в 14:28
Домохозяйка,
>>Владимир, мне кажется Вам противопоказано покупать акции.
да, с ПИФами намного лучше, поэтому я и веду блог о ПИФах, при этом нужно идти вперед, развиваться, тем более мне как консультанту :)
Waron,
>>Как Вы видите взаимодействие стоимости паев в ПИФах и инфляционных процессов?
Инвестиции в ПИФы это и есть защита от инфляции, просто это работает на более длинных промежутках времени. Конечно, бывают ситуации когда рынок переоценен, но нашему рынку до этого далеко — он недооценен.
>>Насколько интересным и главное безопасным будет вложение в ПИФы при высоких темпах инфляции?
От части я ответил выше. Активы недооценены, дисконт больше, чем по недвижимости или автомобилям. При том, что недвижимость обычно при сдаче дает доходность на уровне депозита (еще летом доходность была менеше). Автомобили (легковые) устаревают, изнашиваются, теряют в цене достаточно быстро. Извлечь прибыль из автомобиля частному лицу достаточно проблематично, поэтому это нельзя считать инвестицией.
А вот предприятие, это и недвижимость и оборудование, которое не гонится за модой и дизайном (следовательно не устаревает), да и ориентированно именно на промышленное производство и износоустойчивось. Плюс орагнизационная структура — много значит, даже автомобиль в хорошо оргнаизованном таксопарке начинает приносить прибыль. Таким образом, предприятие это машинка для производства прибыли. И этот товар в долгосрочном режиме уж точно растет в цене.
Ведь что такое инфляция? Классическое определение говорит, что это денежный феномен, когда денежная масса превышает группу товаров, которую она призвана обеспечить. С другой стороны, с точки зрения потребителя инфляция это рост цен на товары, но ведь товары выпускаются предприятиями, которые в общем то и повышают цены (в случае необоходимости, жить в условиях инфляции они тоже не хотят).
>>Имеет ли пай свою стоимость и будет ли дорожать теми же темпами, как, например, товары?
Да, пай имеет свою стоимость как совокупность стоимостей акций предприятий, которые входят в тот или иной фонд. Темпы удорожания должны превышать инфляцию, при этом инфляция растет более плавно, практически линейно, в то время как фондовый рынок подвержен значительным колебаниям.
Домохозяйка, Владимир Мельников обещал подумать, но пока еще не написать заметку. Видимо накапливает достаточный запас альтруизма, чтобы поделиться своими идеями :)
26 декабря 2008 в 17:44
Владимир, спасибо за оперативный ответ.
26 декабря 2008 в 17:56
Да, если рассматривать паи в таком ракурсе, все встает на свои места.
Спасибо! :)
26 декабря 2008 в 18:49
Домохозяйка, Waron, пожалуйста!
Заходите еще ;)
29 декабря 2008 в 15:44
Мне кажется, что насчет акций у многих чрезмерный оптимизм. Текущие колебания вроде бы как закончились, суть — переоценка активов произошла. При нормальном ходе событий будет потихоньку расти, раза в 2 побольше депозита — но если начнутся метания курсов валют — опять просадка либо рост меньший, чем я указал — т.е. риск этот есть, и говорить, что не надо иметь в сбережениях валютный компонент — не есть гуд. Видел где-то совет — в депозиты нац. валюте на полгода жизни без работы, депозиты в иных валютах — на полтора, все остальное — в акции, раз уж и правда мы не на пИке стоимости сейчас :-)
Потому как нынешние 600 РТС могут стать 300, когда нефть будет по 15 долларов и доллар по 50 рублей. Это не расчет, это ощущения, но не подводили пока.
Паи акций обменял на облигации в июне, паи облигаций продал в сентябре. С тех пор все попАдало, вот такая я догада.
Если вдруг сказал что-то всем известное, то извиняйте. Но говорить о том, что сейчас выгодно вкладываться в акции — это перебор. Ну будет РТС 800 через 3 года — где выгода? Рост начнется, когда не будет ожидания дальнейших шоков, когда все успокоится и заработает, а пока — ловля ножа. Чтобы был рост акций, сиречь прибыли предприятия, тот завод должен не сокращать рабочих, а наращивать пр-во. С позицией в акциях можно встретить себя через 3 года с теми же деньгами минус инфляция, т.к. рассказ про предприятия повышающие цены в условиях РФ странен. Вот производим мы нефть — что может предприятие? Какую цену оно поднимет? Производим металл — то же самое. Какая там доля экспортеров в индексах?
Банки нынче деньги имеют, кредитов не дают (имея всю информацию о предприятии). Покупают валюту. Почему? Почему не покупают такие дешевые акции? Ответ — рискованно. Очень. ОЧЕНЬ. Выгодно сидеть в деньгах. По кр. мере сейчас. Думать, что я умнее банкиров, я бы не стал.
Повторю — в такие периоды кроме потенциальной ДОХОДНОСТИ важна НАДЕЖНОСТЬ. Не потерять капитал в 2008-9 г.г. — это, возможно, лучший результат, чем заработки в 2005-2007, когда все кругом перло.
Почему крупные вкладчики, сиречь богатые люди региона, быстро и массово закрыли РУБЛЕВЫЕ депозиты и накупили валюты, да еще часть — налом? Даже некоторые банки из-за этого в проблемах, шок такой и паника потом. Это ведь не бабушки и не паникеры. И риска (оправданного) эти люди не боятся.
Я все к тому, что покупка акций сейчас — «красное/черное», разве что казино заберет не все, а треть или половину. Это НЕ «оправданный риск». Я в еврах. Моих сбережений пока хватает не на много лет.
29 декабря 2008 в 19:34
Оварб, благодарю за интересный и объемный комментарий. Валюта это хорошо, особенно если резервы на несколько лет. Мои в рублях потому, что на 3 года их точно не хватит :) , кроме того я их скоро потрачу. А так я не против валютных сбережений.
В тоже время, что касается ПИФов акций и просто акций, то они вырастут задолго до того как наступит всеобщее успокоение, я писал об этом совсем не давно.
Через 3 года ртс будет побольше 800, я так думаю можем и к максимумам вернуться уже.
Банке не кредитуют, потому, что ЦБ медленно девальвирует рубль, и, в этой ситуации для банков есть два момента:
— возможноть не особо трудоемкого дохода от роста валюты.
— неприятный момент того, что кредиты в общем-то все хотят в рублях, а это не выгодно для банков.
Когда рубль девальвируют, то оба этих фактора исчезнут. Сидеть в доллрах станет не выгодно, а давать кредиты в рублях выгодно.
Акции это не профильный вид бизнеса для банков, если это конечно не инвестиционный банк.
Еще раз благодарю за хороший коммент ;)
29 декабря 2008 в 20:12
Оварб, отличный комментарий. Заметно, что человек разбирается в теме. Взвешенный подход. Особенно про сбережения, я об этом говорил на этом сайте.
Я тоже не разделяю оптимизма по поводу нашего рынка акций, да и не только нашего. На рынке нет ликвидности, не идей, нет инвестров, нет нерезидентов, нет объемов, почти не осталось уже даже и спекулянтов. Даже тренда нет. Болото, интерес потерян к рынку. И такое ощущение, что это состояние рынка может продолжаться долго. Плюс огромные проблемы в экономике и т.д. Плюс нет доверия, а ведь многое на доверии держалось. Мелкие инвесторы покупали фактически не акции как кусочки предприятий, а покупали веру в то что через некоторое время БУМАГИ можно будет продать дороже. Сейчас этой веры нет и система ломается. Что будет взамен, когда будет, и будет ли вообще — не известно.
30 декабря 2008 в 05:25
Владимир!
Ищу котировки и СЧА ПИФов в открытом доступе для импорта в базу данных.
Являлся владельцем ПИФов с 2001г. Удачно вышел в деньги в январе 2008г, но по привычке одним глазом слежу за ними.
Для этого пользовался http://www.prodengi.ru/Tools/FundStatByAsset.aspx — это первый спецдепозитарий.
Но всему хорошему приходит конец. Они убрали из таблицы поле СЧА ибо убеждены, что это пользователям НЕ НУЖНО!
Одновременно исчезла их рассылка из subscribe.ru . То же nlu.ru, investfunds.ru и тд и тп.
Спорить не хочется. Понятно, что это – ограничение доступа к информации в критический момент. Ждем-ссс!
Но делать что-то нужно. Что?!
Поделитесь своими открытыми источниками информации, опытом импорта в базу данных. За .csv или .xls пока платить не хочется.
Спасибо.
30 декабря 2008 в 12:33
Владимир, не хочу вдаваться в споры, но банки не дают кредиты ни в рублях, ни в валюте (утрирую). У части банально нет денег (я из нечерноземной провинции), у оставшихся — резко выросшее понимание важности риск-менеджмента. Сидеть в деньгах (и в валюте и в рублях) предпочитают в том числе и из-за ненулевой вероятности новых шоков. Вы правы, у управляющих задача — «не пролететь» как сосед, бог с ней, с низкой прибылью.
Да, девальвация выгодна экспортерам — но как нужно девальвировать рубль, чтобы скомпенсировать кратное падение цен на экспортную продукцию? Даже с учетом специфического сырьевого налогообложения…
Кассандрой быть не собираюсь, но в отношении своих сбережений я не так приемлю риск, как на работе. Родственники на Украине не стали переводить деньги из гривны в валюту в конце лета, хотя у них уже месяц как валился фондовый рынок — в результате потери на 50%-ной девальвации гривны.
Я не говорю, что надо ждать ярко выраженного тренда, но не надо слепить себя магией цифр, вспоминайте о реальной жизни. Какие оценки будущих доходов могут быть оптимистичными при сохранении тотальной неопределенности/негатива?
Для роста прибыли нужно (в реалиях РФ) расширение рынка сбыта либо сырьевой базы. Второе временно не актуально, а в первое настолько отвыкли верить, что пока ясных сигналов не появится — откуда переоценке?
Пока идут сообщения о снижении объемов/сокращении персонала — это еще НЕ точка разворота.
При всей стадной психологии фондового рынка — есть же объективные ценности. Почему перестали ценить запасы нефти? Что мешает выкупить тому же Китаю фрифлоут акций на рынке, раз уж он так обеспокоен своей ресурсной безопасностью? Переоценка коснулась и их.
В крайнем случае, если есть повышенная склонность к риску, стоит брать инструменты хотя бы с гарантированной ликвидностью, сиречь те самые индексные ПИФы, да +, учитывая наши реалии — желательно с альтернативными каналами погашения, что бы в ситуации закрытия офиса упр. компании хоть часть денег спасти. Несколько каналов управления своим вкладом помогали вынимать деньги из проблемного банка. «Клиент-банк» — это прогресс!
В свежем «Экономисте» в одной из статей есть хорошая фраза — «многие ошибочно считают, что основа финансового мира это доверие. а должна быть — тотальная подозрительность». Это во второй статье про Мэдоффа. Перевод мой (не точный), и к нашей теме не относится, но фраза броская.
30 декабря 2008 в 12:36
>> Являлся владельцем ПИФов с 2001г. Удачно вышел в деньги в январе 2008г
Можно только поздравить и позавидовать по-хорошему. 1000 % прибыли за 8 лет :) Да, были же времена…
30 декабря 2008 в 13:42
Оварб, да я тоже в общем то не стремлюсь к сопрам, при этом узнать чье то мнение, основанное на опыте — это всегда ценно. Поэтому я просто веду дискуссию — есть интерес.
Падение цен компенсируется не только девальвацией, но и ослаблением налогов для нефтяников, хотя разумеется нельзя сказать, что ничего не произошло, но и утверждать что «все пропало» тоже некстати.
Украина и Россия разные страны, в России риски ниже. В отличии от Украины мы явно не находимся в преддефолтном состоянии, у нас есть резервы, есть сырьевая база. Доходность еврооблигаций Альфа-Банк Россия 14% к погашению, а Альфа-Банк Украина 48%, оба выпуска номинированы в долларах. Ну это так — индикативно, заметки на полях.
Ценить перестали не только запасы, но и другие ценности.
Альтернативные каналы погашения, это что-то новое. Управляющая компания работает если ей разрешает ФСФР, если ФСФР приостанавливает работу (за нарушения, но вовсе не из-за кризиса), то сделать уже ничего нельзя. В этом случае работа возобновляется после устраниния нарушений, либо ПИФы передаются под управление другой управляющей компании.
Оварб, поэтому если будут еще какието мысли, идеи — всегда рад! Пишите ;)
30 декабря 2008 в 15:24
Investor77
Результат гораздо скромнее, но я доволен.
30 декабря 2008 в 19:01
Новое об альтернативных каналах — это закрытые двери региональных офисов. Причина — ФСФР там или сами издержки снижают — дело десятое. Это — региональные реалии, хочешь денег, получить не можешь.
От того, что у Украины денег нет, а у нас полный карман — ничего не меняется, кроме темпов девальвации. Структура экспорта у нас близкая, резкое изменение экс-им сальдо у обеих стран. Стабильность рубля возможна, если через какое-то время все вернется на круги своя с ценами на наш экспорт. А когда сие случится? Либо мы начнем производить у себя кучу сегодняшнего импорта. Это возможно, но не за полгода и не за год.
Я не утверждаю, что все пропало — я утверждаю, что все еще непонятно, и довольно большая часть рычагов влияния на ситуацию у внешних игроков с интересами и горизонтами планирования, о которых мы можем иметь лишь прибл. суждения.
Моя мысль сейчас такая — после резкого шока сначала надо «успокоиться», а через некоторое время — «оглядеться». Периоды роста еще будут. ПМСМ при наличии денег в ближ перспективе могут открываться довольно неожиданные возможности — за прош. неделю два предложения квартиры за 50% от летней стоимости + покупка части бизнеса. Не все это инвестиции, но не только инвестициями мы в жизни занимаемся.
Короче, в данный момент, как всем видно, я за консервативные стратегии. Не против акций (точнее ПИФов акций), но лимит на них небольшой.
30 декабря 2008 в 19:50
Оварб, благодарю за представление аргументов в пользу консервативных стратегий. Пишите еще!
Что касается недвижимость, то возможно Вам будет интересна статья из журнала Фианас: Депозиты вдвое доходнее сдачи квартир в аренду в Москве. Правда, региональные реалии здесь не учитываются, но, надеюсь будет интересно.
31 декабря 2008 в 14:17
Владимир, спасибо. У меня вопрос — давайте вспомним начало 2008 года — когда, по Вашему мнению, зная теперь будущее, были «звонки» на скорое схлопывание пузырей (в нефти ли, в ином сырье, в недвижимости)? К чему вопрос — мне нереально все время следить за рынками — т.е. надо пересматривать портфель с некоей нечастой периодичностью (раз в полгода или год). Как расценивать замедление или остановку роста стоимости? Как сигнал на выход или нет? Скачки туда-сюда не есть правильно. А в то же время иногда тенденция меняется с роста на спад довольно резко,хотя и подает сигналы (как это кажется потом, постфактум). Теория суха — скажите свое мнение о практике этого года. Мой безболезненный соскок из акций был вызван не анализом, а планируемой необходимостью в деньгах — посему перешел в менее колеблющийся актив. Деньги не понадобились, и как пошла информация о дефолтах по облигациям — тут же вышел и из этих паев (с тех пор они тоже подешевели %ов на 7). Украинские родственники с покупкой квартиры для сдачи в аренду тоже, собственно, пролетели, хотя один из них — маклер, т.е. информацию о рынке имел пусть и не всеобъемлющую, но актуальную.
Если такой разбор полетов Вы уже проводили — дайте, пожалуйста, ссылку. Единственно, что мне кажется, не стоит упоминать сугубо российские реалии — приснопамятные Мечел и Грузию — они явно влияли на сроки и амплитуды, но в целом тренд и без них был бы сломан, сиречь убытки пришли бы все-равно.
Может, я говорю на дилетантском уровне, но сама тема инвестиций в ПИФы не предполагает активной игры на рынке, скорее — седлание волны и/или уход в тихую гавань. Когда, по Вашему мнению, признаки шторма стали видны простым людям, не министрам экономики и не главам ФРС США?
31 декабря 2008 в 21:42
Владимир!
Поздравляю с 2009 годом!!!
Удачи!
4 января 2009 в 21:54
Владимир!
Мой результат доходности по портфелю ПИФов за 2008 год: -27,543%.
Состав моего портфеля:
ПИФ акций
ПИФ облигаций
ПИФ индексный
ПИФ облигаций на 99% обменял на ПИФ акций.
Всем удачи в новом 2009 году!!!
5 января 2009 в 19:54
Спасибо, Владимир, что нашли время ответить на моё послание. Весьма приятно познакомиться (хоть и «заочно»).
Как Вы думаете, какие могут быть последствия (для рынка конечно) «бодания» НафтоГаза с ГазПромом, да ещё и на фоне напряжённости на Ближнем Востоке?
Кстати, всех с Наступившим!
5 января 2009 в 20:49
Не кажется ли Вам, что пока ценные бумаги покупать рано? Есть мнение, что рынок ещё не достиг дна. Давайте начнём покупать, когда «кровь будет литься рекой» :)
5 января 2009 в 21:51
Оварб, начал писать Вам ответ — накопилось идей на целую заметку, опубликую в ближайшее время, думаю до окончания праздников.
Andy 73, тебя тоже с Новым годом, желаю больших доходов от инвестиций! Свою отчетность я тоже опубликую в ближайшем будущем.
Владимир, Газпром/Нафтогаз — негатив для Газпрома — он теряет европейскую выручку как сейчас, так и возможно в перспективе, но если одержит победу, то все образуетс. Вообще данный фактор пока не очень значим для Газпрома, точнее для его акций.
Ближний Восток/Израиль-Палестина/Нефть- рост цен/ это окажет положительное влияние на наш рынок.
Анонимно, нет не кажется, по моему дно было в ноябре, с тех уровней рынок прибавил 10% (я успел кое-что купить), думаю что при такой нефти можем еще прибавить 10-15% за первую неделю торгов. Разумеется я рваться в бой не буду, но если вдруг начнем снижаться, постараюсь купить еще. «Льется кровь» — это образное выражение, думаю не стоит воспринимать все буквально ;)
11 января 2009 в 14:53
Здравствуйте Владимир. Как вы думаете в сложившейся ситуации лучше покупать индексные ПИФы или сидеть в менее доходных но верных я про ПИФы облигаций . Заранее спасибо.
11 января 2009 в 17:26
И ещ вопросик: судя по сегодняшним торгам в гору лезут «акции» (особенно газо-нефтяные, что естественно) значительно больше, чем «индексы». Или явление это временное?
12 января 2009 в 01:22
Максим, приветствую!
Ну это просто зависит от Вашей стратегии, если Вы молоды и имеете источники дохода, то лучше индексы. Если же вы собираетесь на пенсиию, либо не имеете источников дохода (не работаете), то разумеется лучше придерживаться консервативной стратегии. Кроме того, ничто Вам не мешает переводить деньги из облигаций в акции не все сразу, а например по 20% портфеля каждые 3 месяца.
Владимир, всегда кто-то будет много выше индекса, а кто-то существенно ниже. Идея в том, чтобы удерживать среднерыночную доходность, но постоянно. А: сегодя заработал, завтра проиграл, снова заработал, два раза проиграл — так не разбогатеешь. То есть гоняться за максимальной доходностью не стоит — просто зарабатывай.
15 января 2009 в 07:26
>Инвестиции в ПИФы это и есть защита от инфляции, просто это работает на более >длинных промежутках времени.
хотел еще спросить, а лучше вкладывать в пифы ММВБ ( рублевый индекс) или РТС ( долларовый индекс) ?
17 января 2009 в 19:23
Владимир, у меня 2 вопроса.
Как повлияла ситуация с газом на акции Газпрома на долгосрочную перспективу? Не будет ли означать переход Европы на альтернативные источники снижение заинтересованни в рос. газе и соотв., падение цена на акции Газпрома?
Второй: стоит ли вкладывать сейчас в РТС?
17 января 2009 в 21:03
Елена, альтернативы газу у Европы пока нет. А то, что выпадают некоторые доходы, конечно это негатив для Газпрома, хотя скорее среднесрочный.
риски есть, хотя существенно меньше, чем несколько месяцев назад, а потенциал роста больше. Я вкладываю.
21 января 2009 в 15:54
Добрый вечер Владимир у меня вопрос хотя может и не совсем по теме блога(. Знаете ли что нибудь о нпф? (Негос.пенсионый фонд) И если можно ссылку на где сравнивают их работу. Заранее благодарю.
21 января 2009 в 21:49
Максим, приветствую!
Знаю не много, не мой профиль.
Сравнить можно здесь.
http://npf.investfunds.ru/npf/index.phtml/params/action/searchnpf/forms/1