Рынок напоминал вечеринку, когда разум возвращается только утром
Что-то мне подсказывает, что читатели rostdeneg.ru ждут, чтобы я как-то прокомментировал ситуацию на фондовом рынке за минувшие четверг-пятницу. Завсегдатай блога под ником Leshiy даже удачно пошутил на эту тему в комментариях: «ждем заметку озаглавленную «время быть еще жаднее».
Честно говоря, я воспринял ситуацию с «отправкой доктора» без особых эмоций и впечатлений.
Оценка ситуации. Идея того, что мы находимся явно не в начале пути снижения рынка, лежала на поверхности. Мы не росли в 2007 году, в отличие от других развивающихся стран BRIC, при этом в 2008 падали почти также как остальные. К началу «дня металлурга» нападали на 17% от максимумов. Я не рассчитывал даже на такое снижение, но оно произошло. В пятницу снижение составило более 5%.
Опыт прошлых лет. Старт дела ЮКОСа. С 20 октября по 30 октября 2003 года индекс РТС снизился с 643,3 до 496,66, то есть на 23% от максимума менее чем за 10 дней. Пресса преподносила все так, что мы возвращаемся обратно в коммунизм, социализм и пора паковать чемоданы. В тот период консультации по инвестициям в ПИФы были моим хобби, и я до хрипоты, отбросив излишний официоз, доказывал коллегам по работе, что надо брать. Сам я начал покупать ровно тогда, когда руководители крупнейших инвестиционных холдингов вошли в кабинет президента. Я примерно представлял, о чем они их попросит. А именно умерить свой спекулятивный пыл, в котором они разоряли сотни и тысячи неопытных инвесторов. Через три месяца российский фондовый рынок обновил максимум.
Делаем выводы. При всем при этом, я признаю, что не ожидал столь глубокого снижения. И, конечно, единственным желанием было купить еще по таким ценам. Но лимиты покупок на этот месяц выбраны. Зато сохранились лимиты на отдых, я с удовольствием прокатился на водных лыжах, привел организм в тонус. Прямо сейчас начну принимать меры, чтобы зарабатывать больше.
26 июля 2008 в 11:12
Но тогда была другая, внутренняя ситуация. В этом году так быстро обновить максимумы не получится имхо. Пока Штаты свое дно не нащупают, мы будем лететь вслед за ними, как это ни прискорбно.
26 июля 2008 в 11:55
Вадим, а какая у нас внутренняя ситуация? По моему с этим у нас все хорошо, а вот пресловутый «внешний негатив». Кроме того, мы обновили максимум по РТС не смотря на в общем то продолжающийся полет штатов, есть и более раннии примеры, когда мы росли против Америки. У меня по большому счету единственный аргумент: это дешевизна российских акций на фоне хорших перспектив для бизнеса, и это не может долго оставаться не замеченным. Конечно, когда такой финансовый монстр как UBS спешно продает активы (-4% в прошлую пятницу), это настораживает. Но ведь далеко не все инвесторы находятся в подобном состоянии полубанкротства.
26 июля 2008 в 12:29
Очень многие осторожничают и предпочитают консервативные активы. Они не вернутся сразу, особенно после такого слива, инициированного словами президента. Не вернутся, пока ситуация на рынках не начнет выправляться, а это случится не завтра. Несмотря на то, что да, мы находимся в неплохой форме.
26 июля 2008 в 19:29
Владимир, скажите, как вы относитесь к инвестициям в серебро? Р.Кийосаки в своей статье утверждает что через 10 лет в мире наступит сильный дефицит этого драгметалла
26 июля 2008 в 20:29
Вадим, разумеется не сразу. Вернутся, когда активы начнут дорожать, естественно их прибыль будет меньше, чем у тех, кто инвестирует в текущих условиях. Точка максимального риска находится на том временном промежутке, когда на рынке находится максимальное число инвесторов — это эйфория. На рынок выходят все: осторожные и очень осторожные. Думаю их толкает туда, мысль о том, что другие заработали и я тоже смогу (или должен) заработать.
Предположу, что верно обратное утверждение, то есть точка минимального риска находится на том временном промежутке, когда на рынке находится минимальное количество инвесторов, на нем практически никого нет. Поэтому рынок становится «тонким» и леко продавливается. Но со временем желающих продать просто не остается.
Отсюда лично я делаю следующий вывод, что любой здоровый инвестор должен использовать возможность делать инвестиции вблизи точки минимального риска, без оглядки на тот факт, как долго продлится такой период.
26 июля 2008 в 21:08
Павел, к инвестициям в серебро никак. Назову пару причин:
1) Инвестировать нужно в то, в чем разбираешься. Я разбираюсь в ПИФах, на том уровне, что способен выбрать категорию ПИФа который мне нужен (или нескольких), выбрать портфельного менеджера, который будет заниматься реализацией инвестиционной стратегии в ПИФе данной категории, и сделать некоторую оценку рыночной ситуации.
2) Мне нравятся инвестиции в добавленную стоимость, то есть когда совершаются определенные действия с целью что-то произвести. В этом случае мне гарантирован источник прибыли, так как ее получение главная цель любого предприятия. Разумеется вопрос о качестве источника остается открытым.
При этом, я читал о том, что в свое время Баффетт скупил бОльшую часть меди на мировом рынке. Когда трейдеры заинтересовались куда делась медь, он объявил о том, что покупатель — он. Обэтом написали в газетах, цены поскочили (да и перед эти они не падали) — все ринулись покупать этот метал, а Баффетт продал все на волне этого спроса.
Что касается рекомендаций Кийосаки, то я не считаю его экспертом по инвестициям, по крайней мере я не слышал о его достижениях в данной области. При этом он является автором популярных книг, направленность которых практическая психология с финансовым уклоном, создание позитивной установки, убеждения в том, что разбогатеть на инвестициях может любой — польза есть. В тоже время есть более успешные издания в этом направлении, например, Наполеон Хилл потратил 20 лет, чтобы изучить карьерный путь 500 наиболее успешных американцев, результатом этого исследования стала книга «Думай и богатей».
26 июля 2008 в 22:26
Согласен, вот только как определить эту точку? По моему мнению, она еще не достигнута, поэтому я выжидаю.
27 июля 2008 в 10:53
Вадим, на мой взгляд, точку определить практически не возможно, по крайней мере делать это регулярно. В самой попытке такого определения заложен достаточно выскоий риск остаться вообще без инвестиций в ПИФы акций.
Мне, больше нравится селедующий подход. Когда определяется комфортный уроветь цен, например, 2100 по РТС и делаются минимальные (или средние) вложения. При этом присутствует готовность по более выгодной цене купить больше. Именно, так ведут себя крупные инвесторы — они могут скупать акции одной компании в течение нескольких месяцев, правда растягивая таким образом переиод покупки они преследуют еще одну цель — не разгонять цену вверх собственными покупками.
27 июля 2008 в 21:32
Владимир, в свете текущей ситуации на фондовом рынке, интересует ваше мнение относительно возможности использования кредитования (например, под залог имеющихся ПИФов) в целях инвестирования в фондовый рынок (ПИФы) при просадке рынка до определенных уровней. А именно:
1. Личное мнение о возможности использования в принципе данного механизма (и был ли опыт лично у вас использования).
2. Максимальное соотношение заемного капиталла к собственному;
3. Можете ли определить какой либо психологический уровень, например по индексу ММВБ, когда стоит задумываться о данном механизме.
Р.S. Речь идет о ситуациях, когда отсутстуют фундаментальные проблемы в экономике страны
27 июля 2008 в 23:30
Владимир!
Очень интересную тему поднял Валентин.Ждем от Вас ответа,а может и целой статьи.
28 июля 2008 в 11:38
Валентин, отвечаю на Ваши вопросы:
1) Кредитование при инвестициях (как в ПИФы, так и в акции) это по вышенные риски, которые на фондовом рынке на мой взгляд и без того высокие. Я считаю, что это лишнее. Питер Линч, которого я упоминал в предыдущем посте, автор следующего высказываения: если инвестор вкладывает собственные деньги, время работает на него, если же он инвестирует замные средства, времея работает — против. Нельзя точно спрогнозировать как долго рынок будет находиться «на дне» — это может быть день, а может быть год и более.
Это философия. Что касается личного опыта, то он есть — преимущественно негативный (маржинальная торговля акциями).
2) Зависит от ставки кредита, кстати под залог паев она не маленькая, и, насколько я знаю срок кредита ограничен (точные значения не помню, но по моему 16% годовых на полгода). Думаю, что этот инструмент нужен скорее для того, возникли какие либо непредвиденные расходы, а продавать паи не хочется. Зависит от срока погашения и насколько тяжким бременем кредит ляжет на Ваш бюджет.
3) Я бы задумывался при значениях ММВБ -25% от максимума. Объем заемных средств не более 20% портфеля.
Andy 73, надеюсь, было интересно ;)
28 июля 2008 в 11:56
Владимир, спасибо за ответ.
С точки зрения философии — полностью согласен, при этом хочется добавить, что время может продолжать работать на инвестора если соотношения заемного и собственного капиталла позволяют всегда перекредитоваться (естественно если процент в пределах разумного :) ). И использование кредитования на основании только фундаментальных факторов при работе на фондовом рынке выглядит действительно слишком рискованным.
28 июля 2008 в 13:25
Валентин, использование кредитов пре инвестициях не то что бы полностью мной неприемлемо, просото, на мой взгляд — это уже работа, нужно вникать во многие деталеи, то есть это удел скорее профессиональных управляющих, чем для частных инвесторов. Приведу пример из практики Баффетта. Да он кредитовался. Но как он это делал?! Зная, что в периоды дешевезны акций, деньги для их приобретения стоят дорого, он заключил обязательства на займ по востребованию (не помню через кредит или облигационный займ), то есть заранее. Ставка была по моему на уровне 1-2% (годовых). Но это еще не все, отмечу две вещи. Предвидя возомжное снижение он не продавал акции (почему, тема отдельного разговора). А кредитовался он под будущие денежные потоки, как например, дивиденды от многих компаний (принцип диверсификации соблюдается).
Не уверн, что сейчас найдется, частный инвестор, который сумеет занять сечас под хотябы под 5%, а возвращать долг он будет за счет депозитов организованных по принципу револьвера. Для управления инвестиций таким образом нужно иметь достаточно большой капитал, чтобы оно того стоило.
P.S. Ответы явно тянут на отдельную заметку ;)
28 июля 2008 в 14:34
Владимир, согласен с тем, что при привлечении заемного капитала квалификация частного инвестора, должна быть достаточно высокой, чтобы он мог осознанно управлять повышенными рисками. Занять сейчас деньги под 5% — задача для частного очень сложная :), особенно когда ставка рефинансирования 11%, а банки принимают вклады под 13% и выше….
Но при привлечении заемного капитала я имел ввиду более спекулятивный вариант, когда ПИФы приобретаются не на длительный инвестиционный период, а с целью дождаться нормализации ситуации на фондовом рынке и продажи по более высокой цене (естетственно, подбираются УК у которых достаточно низкие скидки и надбавки при небольшом периоде инвестирования), поэтому возвращение долга за счет имеющихся депозитов или текущего финансового потока — это уже несколько другой случай. Естественно речь идет о случаях, когда капитал достаточно большой, чтобы овчинка стоила выделки :)
28 июля 2008 в 23:43
Владимир!
Спасибо за ответ.У меня был положительный опыт,с заемными средствами при IPO Роснефти.Я купил акции и вовремя от них избавился,послушав одного аналитика по РБК ,что акции Роснефти перегреты.Большое ему человеческое СПАСИБО!
Когда было IPO ВТБ, я чуть не залез в этот поезд такимже способом.Но хорошо подумав остался на пероне.Былбы сейчас долгосрочным инвестором))).
Сегодня отправил заявку на индексный ПИФ.Теперь мой портфель,выглядит так:
ПИФ облигаций 25%
ПИФ индексный 50%
Депозит 24%
Депозит в ДЦ 1%
29 июля 2008 в 05:12
Вот и «пощечина» инвестору:
АК Акции
25.07.08
Пай: 3 876.67 -5.68%
СЧА: 5 491 205 966руб. -5.64%
29 июля 2008 в 11:40
ПИФагор, почему «пощечина»?
Рынок продолжает падать, падает и фонд..
До дна не добрались, однако..
29 июля 2008 в 11:49
Я очень начинающий инвестор, но за фоном (новости и курсы слежу уже лет 5).
У меня вопрос: почему «атака» на компанию(отрасль) тянет весь рынок вниз? Почему телеком и гос-нефтегаз идут вниз? Ведь они мало что теряют, если металлурги не будут использовать толлинг и плохое ценообразование.
Лично я купил GAZP с мыслью о том, что к новому году они будут стоить не меньше чем в мае.
29 июля 2008 в 13:17
Andy 73, уверен, сейчас многи позавидуют структуре Вашего портфеля ;)
ПИФагор, какую смысловую нагрузку для читателей этого блога несет твой комментарий? прекрати флуд. Твой последний коммент я удалил по вышеуказанной причине. Поменьше эмоций, это полохой помщник на фондовом рынке ;)
Буч, это просто эмоции.
ОптимистичноНастроенный — стадное чуство, оно всегда присутсвтует на рынке, кроме того крупные спекулянты не прочь разогреть его. А думающих людей на рынке очень мало, большинство рассматривают его как возможность отхватить кусочек по-быстром и спяртать его в консервативном кошельке, а если не получается, то бегут без оглядки продавая все подряд. Кроме того. Как работает крупный западный фонд? (У которого активов на десятки миллиардов $). Он смотрит издалека, управляющий российскую специфику не понимает — принимает решение сократить долю российских активов в портфеле с 2% до 1% за один день — вот и льют не глядя на цены.
29 июля 2008 в 16:57
На рынке халява. Взять-взять…
30 июля 2008 в 00:15
Владимир!
Спасибо за оценку портфеля.Теперь буду ждать роста.
P.S.Следующий раз «доктора» надо отправлять к строителям,может тогда квартиры станут доступны простому люду…
30 июля 2008 в 05:33
Афтар, я дико извиняюсь…эмоции :)
Вместо вложений в пиф, я за 60 тыс.(+5 тыс в ремонт, учет и т.д.) покупаю Toyota Carina 90 года, объем 1,5 :)
Для первого опыта сойдет.
Вернее не себе, а братишке..но кататься на нем буду…тоже..иногда
Июльскую з\п в августе полностью хочу вложить в смешанный ПИФ Гранат (там вход 30 тыс :( ), если рынок будет подниматься.
Диверсификация понимаете ли :)
30 июля 2008 в 09:43
Федор, ты же в отпуске ?!
Andy 73, к строителям доктора направлять опасно, так как если «забанкротить» крупного застройщика, то это будут не десятки и сотни, а тысячи разъяренных частных инвесторов инвесторов строительства, которые вложили деньги не ради приумножения капитала, а потому, что им жить негде, да еще платят ломовые проценты по ипотеке. А еще у них есть семьи, друзья и занкомые — элекотрат.
Поэтому строителям обеспечили «мягкую посадку». Один из представителей этого бизнеса, недавно пожаловался мне, что дескать в 2007 году правительство через СМИ, наимощнейшими из которых являются госканалы ТВ, начало сливать инфу, что рынок перегрет и цены дальше расти не могут. Тут то народ и поумерил свой пыл, начал немного задумываться.
2 августа 2008 в 14:44
Владимир, давайте посмотрим на все это с другой стороны. Прочитал интересную статью в Финанс. №28 (21-27 июля) — всем рекомендую ознакомиться. Вот ссылка http://finansmag.ru/93634 Если есть возможность — прочитайте в бумажном варианте, т.к. в Интернете не опубликованы очень информативные графики. Автор — главный экономист ИК Ай Ти Инвест, то есть не просто журналист какой-то а человек разбирающийся в теме. Хотя мне показалось (хотя я не специалист, конечно) что как-то уж очень сгущает краски автор. Но в целом полезно почитать, по-моему. Дается такой весьма всеобъемлющий взгляд на проблему в США и на то как это может отразиться на мировой экономике и на России (автор считает что отразится очень негативно, и то что происходит на финансовых рынках сейчас — это только начало кризиса). Можно сделать некоторые полезные выводы (например, о том что бывает когда целая нация живет в кредит много лет подряд, а у нас сейчас тоже бум кредитования — надо бы поучиться на ошибках американцев). И еще у меня вопрос, тут недавно было сообщение, что банк Merrill Lynch избавился от пакета CDO (ипотечные бумаги) с дисконтом по цене что-то вроде 20 центов за доллар, т.е. в пять раз дешевле чем покупал? Кто-то же эти самые CDO у банка купил, интересно кому они нужны?
2 августа 2008 в 15:48
Юрий,
зачем мне мнение человека «разбирающегося в теме», когда я могу прочитать книгу, человека заработавшего миллиарды? Журналисты, кстати, тоже хорошие иногода бывают, находят интересные факты и т.д. просто у них работа такая скандальная статья=хорошая статья. В Финансе мне больше всего нравится главный редактор — у него факты самые интересные.
Так вот, если я возьму книгу Баффетта, то прочту там, что теория вероятностей, высшая математика — не имеют ничего общего с финансами. Хотя общая математика, разумеется, нужна :) (Это что касается специализации упомянутого Вами аналитика) Разная идеология, понимаете? Баффет считает, что не нужно оглядываться на экономику, нужно выбирать компании, которые умеют делать бизнес и приносить прибыль акционерам и покупать их в период кризиса.
Что касается, Вашего вопроса о Merrill Lynch, кто у него купил? Может быть тот, кто лучше него разбирается в этом. А может быть взяли просто ради диверсификации («защищаясь от собственного невежестава» (с) не мой).
2 августа 2008 в 23:04
Владимир, лучше откройте секрет — кто Вам делал дизайн блога?
2 августа 2008 в 23:13
Максим, видимо от восхищения вы не заметили — дизайнер указан внизу страницы. Секрета нет — это N.O.D.
6 августа 2008 в 09:37
[…] комментариев по рынку у меня нет, кроме того, что я оставил неделю назад. На рынки правят эмоции, цены уже давно оторвались от […]
8 августа 2008 в 06:44
Владимир, по поводу старта дела ЮКОСа. Дело Юкоса началось не в октябре 2003 года. В октябре был арест Ходорковского, что было уже апогеей дела ЮКОСа. А дело началось летом 2003 года, когда начались претензии к компании.
8 августа 2008 в 10:34
OlegTrader, я имел ввиду старт с точки зрения скорости снижения котировок на фондовом рынке, глубины этого снижения и риторики СМИ.
P.S. Кстати, «апогей» слово мужского рода, нужно было писать «апогеем» ;)