Бизнес-тренер спешит на помощь! | Рост денег в ПИФ: инвестиции на фондовом рынке

Бизнес-тренер спешит на помощь!

В целях поддержки тех, кто работает над тем, чтобы разыграть призовой бюджет в размере 6 000 рублей и написать статью о личных финансах и инвестициях, я пригласил профессионального бизнес-тренера по деловому письму.

Саша КарепинаСаша Карепина – бизнес-тренер и консультант по написанию статей, книг, продающих и деловых текстов. Автор книги «Искусство делового письма. Законы, хитрости, инструменты».

Ниже представлены несколько советов по написанию статей, кроме того до окончания конкурса, то есть по 31 марта 2010 года включительно, вы можете задавать любые вопросы по деловому письму в комментариях и получать профессиональные ответы. Дорогу осилит идущий, поэтому вперед прямо сейчас.

3 простых принципа для написания блестящей статьи!

Принцип 1

Мы не выдаем информацию по схеме «все лучшее сразу», а выстраиваем иерархию. Сначала формируем самую общую картину. Потом крупными мазками намечаем детали. Потом прорисовываем их – и так до конца.

Приготовьтесь засечь время – за четыре секунды вам нужно будет прочесть и выполнить следующее задание. Готовы? Итак:

Карась, сова, жираф, бегемот, щука, ворона, заяц, налим, соловей, лиса, карп, утка. Запомните как можно больше существ из этого списка.

Запишите, что запомнилось, и сравните с исходным списком. Сколько у вас получилось – шесть, семь? Средний результат – пять, и дело не в том, что у людей в наше время скверная память. Согласитесь, вам было бы проще запоминать, если бы задание было сформулировано так:

«Запомните как можно больше существ из списка:

Рыбы: Карась, щука, налим, карп
Птицы: Сова, ворона, соловей, утка
Животные: Жираф, бегемот, заяц, лиса»
.

Эту структуру можно представить в виде пирамиды – собственно, как метод пирамиды этот подход и известен. Суть его в том, что мы излагаем информацию от общего к частному: сперва даем целостную, но не детальную картину, а затем шаг за шагом, уровень за уровнем «наращиваем» детализацию.

По тому же принципу можно построить любое объяснение. Представьте себе, что вы житель Экваториальной Африки и никогда не слышали о пельменях. И вот вам рассказывают, как эти пельмени готовить. Рассказ звучит примерно так:

«Чтобы приготовить пельмени, смешайте муку с водой и солью. Замесите крутое тесто. Тем временем возьмите сухари из белого хлеба и замочите их в молоке. Обжарьте мелко нарезанный репчатый лук. Смешайте в равных количествах говяжий и свиной фарш, добавьте к нему замоченные сухари и обжаренный лук, все перемешайте и посолите. Тонко раскатайте тесто, нарежьте его на небольшие кружки. В каждый заверните немного смеси из фарша, сложите кружок пополам и крепко залепите края. Вскипятите воду, опустите в нее кружки с фаршем, варите пять минут».

Как вы думаете, сложится у вас ясное и целостное представление о том, что это за штука такая – пельмени? Едва ли. Но можно построить объяснение по методу пирамиды, и результат будет другим.

«Чтобы приготовить пельмени, нужно взять фарш, завернуть его маленькими порциями в тесто и сварить.

Фарш делается из мяса, сухарей, репчатого лука и специй. Мясо (свинину и говядину в равных частях) нужно измельчить, сухари (лучше из белого хлеба) замочить в молоке, лук порезать и обжарить, а затем все смешать и посолить.

Тесто делается из муки, воды и соли. Его нужно круто замесить, а затем тонко раскатать и нарезать небольшими кружками. В каждый кружок нужно завернуть немного фарша, сложить кружок пополам и залепить края.

Варить получившиеся пельмени нужно в кипящей воде пять минут».

Здесь присутствует все та же пирамида – она помогает сначала понять суть блюда, а потом уточнять, какие компоненты в нем используются и как их приготовить.

Принцип 2

Мы начинаем рассказ с того, что интересует читателя, – с его проблем, задач или возможностей.

Сравните следующие два текста. Какой из них вас больше заинтересует?

Вариант 1. «Плод бананового дерева покрыт толстой кожистой кожурой. Благодаря этому банан можно купить и съесть прямо на улице, не моя…»

Вариант 2. «Как перекусить на улице за две минуты, не рискуя заработать «болезнь грязных рук»? Очень просто — покупаем банан, очищаем и тут же съедаем. Под кожурой банан чист и готов к употреблению…»

Большинство читателей голосует за второй – он начинается с того, что им интересно, что их волнует, с задачи, которую им нужно решить. Скорее всего, их заинтересуют и следующие два варианта.

«Времени ни минуты — после работы нужно забрать ребенка из детского сада, заскочить домой, взять спортивную сумку для вечерней тренировки… А есть-то хочется! Так вот же решение – на углу во фруктовой палатке продаются бананы…»

«Рабочий день завершен, и хочется использовать каждую минуту свободного времени с удовольствием. Если ваша страсть – не кулинария, а спорт, рыбалка или общение с друзьями, то зачем же готовить? На ходу покупаем банан, очищаем и тут же съедаем – под кожурой банан чист и готов к употреблению…»

Первый вариант начинается с актуальной для читателей проблемы, второй – с привлекательной для них возможности. В любом случае, аудитория заинтересована в том, что мы ей говорим.

Применение принципов 1 и 2

Как все это применить в статье? Допустим, вы пишете для будущих финансистов статью о принципах оценки инвестиционной привлекательности компании. Вы можете построить рассказ об используемых в процессе оценки показателях так:

«Показатели оценки стоимости — это Р/Е (price to earnings) – отношение цены акции к доходу на акцию — и P/S (price to sales) – отношение цены акции к объему продаж на акцию.

Коэффициент P/E рассчитывается как отношение рыночной цены к доходу на одну акцию и оценивает количество лет, которое потребуется компании, чтобы окупить цену своих акций. Коэффициент P/Sрассчитывается как отношение цены акций к объему продаж на одну акцию…

Показатели рентабельности — это ROS (return on sales) и ROE (return on equity)…»

А можете учесть принципы 1 и 2, и написать так:

«Чтобы решить, покупать или нет акции какой-либо компании, нужно понять, стоит ли компания тех денег, которые за нее просят:

  • способна ли она в разумный срок окупить вложения,
  • рентабельна ли,
  • как быстро будет расти.

Способность окупить вложения можно оценить, рассчитав, сколько лет понадобится компании, чтобы «отбить» за счет прибыли цену своих акций. Существует несколько вариантов расчета этого показателя. Можно вычислить отношение рыночной цены акции предприятия к доходу на одну акцию, то есть коэффициент P/E (price to earnings). Можно взять отношение цены акций к объему продаж на одну акцию, то есть коэффициент P/S (price to sales)…

Рентабельность можно оценить, выяснив, насколько высокую отдачу получает компания от имеющихся у нее средств. Этот показатель рассчитывают как отношение чистой прибыли компании к выручке от реализации (коэффициент ROS, return on sales), к сумме всех активов предприятия (ROA, return on assets) или к величине собственного капитала (коэффициент ROE, return on equity)…

Способность к росту оценивают…» Ну, и так далее. Согласитесь, для читателей, которым только предстоит стать матерыми финансистами, понятнее будет второй вариант.

Принцип 3

Если нам нужно рассказать о чем-то сложном, незнакомом, наукообразном, мы не переходим к этому сразу. «Для разгона» рассказ начинается с чего-то близкого и понятного слушателям.

Сравните эти два текста (Джозеф М. Уильямс «Стиль. Десять советов начинающим авторам»). Какой из них покажется вам понятнее?

Вариант 1. «Управляющие белки – актин, миозин, тропомиозин и тропинин — образуют саркомер, основной элемент, отвечающий за сокращение мышц».

Вариант 2. «Основной элемент, отвечающий за сокращение мышц, — это саркомер. Он образуется из управляющих белков – актина, миозина, тропомиозина и тропинина».

При абсолютно одинаковом содержании легче воспринимается второй текст. В первом мы с ходу «врубаемся» в «непролазную» терминологию, а во втором постепенно подходим к ней через простые и понятные вещи.

Применение принципа 3

Как можно использовать это в статье? Вернемся снова к нашему материалу для будущих финансистов. Рассказ об одном из коэффициентов мы можем начать так:

«Еще один полезный коэффициент — это P/E ((price to earnings). Он рассчитывается как отношение рыночной цены акции предприятия к доходу на одну акцию. Коэффициент показывает, за сколько лет компания сможет прибылью окупить цену своих акций».

А можно рассказать о том же коэффициенте так:

«Еще один полезный коэффициент — это P/E ((price to earnings). Он позволяет нам узнать, сколько лет понадобится компании, чтобы окупить текущую стоимость всех своих акций. Этот срок рассчитывается как отношение рыночной цены акции предприятия к доходу на одну акцию».

После того, как читатели смогут ухватить «общечеловеческую» суть, формулы будут им уже не страшны.
Недавно мы с моим клиентом выстроили в соответствии с этими принципами статью об управлении кадрами в банковском бизнесе, — и эта статья была признана лучшей сразу в нескольких профессиональных сообществах. Надеюсь, и вам эти принципы помогут делиться своими знаниями – и зарабатывать на этом.

Комментариев: 12

  1. Roma пишет:

    Владимир, вы как всегда в своем репертуаре, то визитки из денег, то конкурс с тренерским штабом — неожиданный ход.

    Но у меня другой вопрос, скажите, что думаете по текущей рыночной ситуации, не пора ли покупать (накопил немного)?

  2. Владимир Горбунов пишет:

    Roma, отскоки слабенькие на рынке — реальных покупок нет особо, пару дней назад в Ведомостях, Баффет сказал, что его желание покупать акции в текущий момент прямо пропорционально уровню их снижения. Думаю, что этот подход касается и нашего рынка. Вот пара примеров последней недели: Европейцы не хотят платить Газпрому — т.к. на рынке появляется более дешевый газ. Российской правительство хочет повысить пошлины на хлористый калий — результат акции уралкалия -8% за день.

  3. Кожурин Павел пишет:

    Очень интересно пишет Александра… Володя нашел достойного эксперта — теперь и сам, наверное, писать будет еще лучше ;)

  4. 4tune пишет:

    Отличная статья, спасибо! Вроде бы и знаешь, но так разложено хорошо :)

  5. Саша Карепина пишет:

    Спасибо за отзывы. Кстати, господа авторы статей, а на какие еще вопросы по написанию статей хотелось бы получить ответы? Что еще интересует?

  6. Efim пишет:

    Как, оказывается, сложно приготовить пельмени.

  7. Хорунжий Александр пишет:

    Саша, спасибо! Отличная статья.
    Вопросов никто не задает потому что написано все очень понятно. Вопросы обычно сразу появляются, когда сам попытаешься что-то написать. Я еще не пытался =)

  8. Darkin пишет:

    Спасибо за статью и за советы. Все очень основательно разложено по буквенным полочкам.

  9. Саша Карепина пишет:

    Я рада, что понравилось. Напишу еще :)

  10. Darkin пишет:

    Пишите, а мы почитаем ;)

  11. andsht пишет:

    Интересные методы. Похожие методы для того, чтобы хорошо запоминать информацию проходил на MBA. Спасибо, интересно.

  12. VDV пишет:

    Супер. Только сегодня наткнулся на Ваш сайт… Думал — очередной апологет Кийосаки — а оказалось — очень позитивный и многосторонний человек, которому интересно разбираться в разных сторонах жизни (не только финансовой). Подписался на блог по RSS.
    Статья — супер — распечатаю и повешу над рабочим столом. Буду использовать при написании статей в свой блог. Заходите в гости… http://finlabportal.ru/

Оставьте свой отзыв!

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*