Капитализация этой заметки $20 000
Почему? Читайте заметку и узнаете.
В январском номере Forbes есть статья «Дом советов» об услуге по составлению личного финансового плана. Пишут, что максимально детализированная версия такого плана стоит $600-700. Считаю, что практическая полезность этой услуги сильно завышается, к слову сказать, вместе со стоимостью. Мои аргументы ниже.
Ценность любого планирования заключается в том, чтобы продумать и упорядочить некий набор действий для достижения цели к определенному сроку. Расходы (действия) спланировать просто:
— 2010 год приобретение нового автомобиля;
— 2014 год приобретение квартиры;
— 2016 год оплата кругосветного путешествия по лучшим туристическим маршрутам;
— 2019 год оплата высшего образования для старшего ребенка;
— …
Но планирование расходов — ничто, если нет доходов! То есть нужно планировать, а если быть точным, прогнозировать получения доходов. А это уже за гранью реальности. По большому счету, доходы (события) прогнозам не поддаются. Попробуйте спланировать/спрогнозировать что-нибудь из этого.
— 2010 год повышение зарплаты (или прибыли от бизнеса) в 4 раза;
— с 2008 по 2019 год доходность вложений на фондовом рынке 27% в год;
— …
Фондовый рынок — основной источник роста доходов в личных финансах, но он, как известно, капризен и непредсказуем. И, уменьшение этой статьи доходов, например, в течение первых 5 лет с 25% до 17% в год (а бывают и убыточные годы) резко изменит планы ваших приобретений. И какой толк в том, что вы заплатили деньги за финансовое планирование?
Финансовый план способствует 2,5 полезным вещам:
1. Это отличная персональная презентация возможностей капитала;
2. Это мотивирует и дисциплинирует, видна цель и понятно на что уходят средства;
2,5. Это мотивирует к наведению порядка в персональных расходах и доходах.
Но для этого не обязательно тратить 600 долларов, особенно читателям этого блога. Достаточно скачать файл в формате Excel finplan.xls, внести в расчетную таблицу ваши персональные данные. Инструмент финансового планирования на экране вашего монитора.
Пример. 120 долларов ежемесячно инвестируемые под ставку доходности 17% годовых, через 30 лет сделают вас миллионером. Способны на большее или хотите быстрее? Скачивайте файл и делайте свой расчет. Вы можете составить персональный финансовый план за 1 минуту! Можно распечатать и повесить на видном месте.
Публикуя эту заметку я условно оценил свой труд по составлению файла в 50 баксов, счетчик показывает, что у меня 400 подписчиков. Простым умножением я вычислил, что условная капитализация этой заметки составляет 20 000 долларов.
20 февраля 2008 в 08:04
Владимир,
ты привёл пример простого инвестиционного калькулятора, а не финансового плана :)
20 февраля 2008 в 09:41
Проблема долгосрочных планов в их не осуществимости. Я не видел ни одного человека (в т.ч. настырного себя), который реально бы мог выполнить запланированное на 10(!) лет вперед.
Для презентационно-обзорных целей годится и составлять надо. Но мотивация пройдет через неделю-месяц.
20 февраля 2008 в 12:53
Про калькулятор, согласен на все 100%, план это другое.
Проблема в том, что люди не делают как надо, а потом удивляются.
Любое планирование нужно для ситуаций неопределенных, так что если не будете планировать, не будете знать как поступать в «смутные времена» и где ваша цель.
Удачи всем инвесторам.
20 февраля 2008 в 22:35
Max, рад видеть тебя здесь ;)
В общем то я на это и не претендую особо. Пост собственно о том, что практическая ценность финасового плана не велика, а та которая есть не стоит таких денег.
20 февраля 2008 в 22:39
evening, да целеустремленных людей действительно не много, в том числе среди инвесторов.
Вот Баффет запланировал стать к 30 годам миллионером (думаю, 600 баксов он за это не платил), и даже обещал спрыгнуть с крыши небоскреба если этого не случится. В 30 лет он еще не был миллионером, но прыгать не стал, но уже в 31 он достиг запланированных показателей.
20 февраля 2008 в 22:42
Владимир,
Если ты замахиваешься на что-то недостижимое, то ценность развёрнутого плана очень велика, т.к. ты быстро избавляешься от иллюзий (мы не рассматриваем вариант тупоголовых пользователей, считающих, что планирование — фигня, потому что они со стипендии не смогут купить Бентли) :) Существуют, конечно, планировщики, которые только и могут, что показать инвестиционный возврат и выдать это за финансовый план — тогда да, это пустая трата денег. Но в нормальном финансовом плане у тебя есть и расходы, и доходы, и, по сути, бюджет. Самому это сделать можно, но лучше, чтобы тебе помогал кто-то, у кого в этом есть опыт. Пример: очень легко забыть про хобби или недооценить их стоимость. Также ценность финансового плана состоит в определении финансовых целей и срока их достижения. Инвестиционный калькулятор не может полностью решить эту задачу.
А вообще, я про твою статью напишу в воскресном обзоре. Пусть люди почитают и подумают :)
20 февраля 2008 в 22:51
Batman, про калькулятор я отписал.
Что касается «знать как поступать в «смутные времена», так это скорее из разряда инвестиционной стратегии, а не финансового планирования.
Например, сбалансированная стратегия (акции 60%, облигации 40%), которая предполагает обмен консервативной части портфеля (ПИФ облигаций), на акции(ПИФ акций), при условии, что цены на них (акции) снизились на 15%. А если такого снижения не происходит, то все регулярные инвестиции делатются в пропорции 60% на 40%. После обмена, все новые взносы делаются в облигации до восстонавления баланса.
20 февраля 2008 в 23:22
Max, я согласен, что планирование это важная вещь. Но для среднестатистического инвестора оно не является, чем-то незаменимым и обязательным.
«планировщики, которые только и могут, что показать инвестиционный возврат» — это тоже имеет место быть, причем за немалые деньги.
С нетерпением жду воскресного обзора :)
20 февраля 2008 в 23:28
Владимир, спорить не буду: лично я считаю, что планирование обязательно нужно — хотя бы для душевного спокойствия, но у всех свои обстоятельства :)
Кстати, а кто он — среднестатистический инвестор? Что, уже появился такой вид? :)
20 февраля 2008 в 23:36
Max, в моем поле зрения — да, я ведь все же в управляющей компании работаю :) (Говоря среднестатистический я имею ввиду поведенческую модель.)
20 февраля 2008 в 23:38
Я понял. Просто мне пока ещё кажется, что личные инвестиции только-только начали появляться, ибо до недавнего времени даже машина считалась инвестицией :)
24 февраля 2008 в 20:23
иногда полезно взглянуть на результаты таких подсчётов
например, я бы не поверил, что через 5 лет могу накопить $40к (для меня мягко говоря немаленькая сумма), просто откладывая в банк каждый месяц по $500
24 февраля 2008 в 22:13
aubug, я рад, если мне удалось добавить Вам уверенности ;) Будут вопросы — жду в комменты.
24 февраля 2008 в 23:34
Сергей, всегда пожалуйста ;)
1. Но все же как быть с прогнозами? Если прогнозы не оправдаются, то вы не сможете совершить запланированные действия.
2. Шлите: law@narod.ru Но сразу отмечу, что образцы планов у меня есть (эдакий монстр в экселе на на 2,5 мега, от которого голова кружится). Эта заметка родилась не на пустом месте, я знаком с индустрией не по наслышке ;)
24 февраля 2008 в 23:40
Владимир, а насколько часто софтверные проекты сдаются в срок? :) Личное финансовое планирование хоть и ставит человека во главе угла, но из-за внешних факторов (потеря работы, падение рынка, пожара и т.п.) никакой план не является 100% (или даже 90%) точным.
24 февраля 2008 в 22:58
Владимир, интересное мнение… Спасибо! Пока может быть пара не связанных друг с другом замечаний, но надеюсь, выльется в интересную дискуссию :)
1. Вы пишете, что основной «затык» — в планировании будущих доходов, что их невозможно спрогнозировать. Но! План — это не только прогноз. Это — план ДЕЙСТВИЙ. И если Ваш план говорит о том, что для достижения Ваших целей необходимо повышать доход на 15% в год, то — это план повышения Ваших доходов.
2. Буду благодарен Вам за Ваш взгляд на полезность более развернутого плана. Если необходимо — могу прислать файл на тот адрес, который Вы укажете.
25 февраля 2008 в 00:12
Max, не знаю, может быть не часто, но фиксированную часть зарплаты при этом программистам обычно выплачивают. 10% можно отложить на инвестиции. Потерял работу — хороший инвестиционный портфель, только прибавит уверенности при поиске новой. От пожара — страховка.
«Вот Баффет запланировал стать к 30 годам миллионером (думаю, 600 баксов он за это не платил), и даже обещал спрыгнуть с крыши небоскреба если этого не случится. В 30 лет он еще не был миллионером, но прыгать не стал, но уже в 31 он достиг запланированных показателей.» Думаю денег за внесение изменений в план он не платил ;)
25 февраля 2008 в 00:37
Сергей,
2а. «это прогнозы, они такие, как это сказать, необязательные штуки, под нх можно “слить” с себя ответственность» — не понял вашу мысль
2б. Вам — да, денег возьмете. А мне как клиенту — нет, я лучше своим файликом воспользуюсь или вот по ссылке, рекомендованной Максом, что нибудь запланирую.
Благодарю за приглашение. Но я точно знаю, что это лишнее :) Андрею, привет передавайте ;)
24 февраля 2008 в 23:55
1. Владимир, пришлю не Excel, а пример отчета для клиента, чтобы не кружилась голова. Хотя и экселевскими файлами поменяться бы тоже не отказался :)
2а. Прогнозы — это прогнозы, они такие, как это сказать, необязательные штуки, под нх можно «слить» с себя ответственность. А планируя, человек берет на себя ответственность выполнять план, хотя бы в тех пунктах которые зависят от него, т.е. рост его доходов.
2б. Классика планирования :) План надо пересматривать минимум 1 раз в год (цели/ситуацию/портфель/денежный поток)
PS: Владимир, Вы в Москве? Если да, то приходите в четверг вечером в ИНФИС, пообщаемся, я как раз про ЛФП буду рассказывать…
25 февраля 2008 в 01:24
Сергей,
2а. Практическая полезность не ясна. Взять денег за план, заложить прогнозы, которые не оправдаются и сослаться на психологию…
2б. С моего сайта файл может скачать любой желающий. Воспользоваться им можно даже не зная экселя за 1 минуту — попробуйте!
УК берут деньги за управление, показательно оного доходность — практическая полезность как на ладони. Купить бумаги и получить доход — разные вещи.
25 февраля 2008 в 00:56
Владимир,
2а. Мысль не из области финансов, а из области психологии, так скажем. Прогноз для человека — это вещь которая от него не зависит (прогноз погоды, for example). А план — его выполнять надо. Поэтому планы и не любят… Проще сделать прогноз, а потом сказать: «Ну не шмогла я» :)
2б. Владимир, не у каждого есть файл, не каждый умеет пользоваться Экселем, не каждый понимает как учесть инфляцию, цели, кредиты и т.д. Впрочем, не мне Вам рассказывать, Вы же в теме. Думаю, Вы все же немного лукавите, говоря, что персональный план можно построить за одну минуту… Надеюсь, без обид…
А денег брать за свою работу, так это нормально по моему. Вот УК деньги берут за управление и не считают это зазорным, ведь так? Я ведь и без УК могу ценные бумаги купить, но плачу за определенные сервисы. Так и с финансовым планированием…
Привет передам ;)
26 февраля 2008 в 00:00
Владимир,
у Вас есть свой собственный финансовый план?
Он составлен Вами для себя в Экселе за одну минуту? Или все же Вы потратили на него в совокупности больше времени?
26 февраля 2008 в 12:04
Сергей, это типа провокационные вопросы ? :)
да, план есть вот он: $1 000 000 за 4-6 лет. Составлен за минуту.
Подробнее http://rostdeneg.ru/108.html
26 февраля 2008 в 12:11
Владимир, спасибо за ответ. Это никак не провокация, всего лишь попытка разобраться…
Допускаете ли Вы, что есть люди, которым нужно нечто большее чем такой простой план? Чтобы он учитывал больше факторов: инфляцию, рост доходов, финансовые цели, сложную структру активов, имеющуюся у человека и много чего другого?
27 февраля 2008 в 15:40
И где план? Такие файлики у каждого консультанта есть — «калькуляторы мечты» их еще называют. На них обычно показывают, что 1 доллар в день через 30 лет превращается в миллион. В Excel, кстати, есть функция сложного процента, можно было вручную формулы не считать.
Если б калькулятор работал наоборот, то тогда он с большей обоснованностью мог называться планом. «Наоборот» означает ввод конечной цели, а результатом работы калькулятора является периодичность, сумма вложений и требуемая доходность инвестиций (естественно два из трех параметров изменяются по желанию инвестора).
27 февраля 2008 в 23:51
Nick Cherry,
план/калькулятор — это уже обсуждалось, читайте комменты к этому посту.
думаете читателям интересно знать у кого что есть? Им интересно получить это.
27 февраля 2008 в 23:45
Сергей, пожалуйста :)
Да, допускаю из перечисленных Вами факторов я бы выбрал скорее всего «сложную структру активов». Например, так:
Через пять лет, когда дети вырастут, то в 3-й вилле на Лазурном берегу не будет необходимости, поэтому запланируем ее продажу, что бы на вырученные средства обновить семейный автопарк, пополнить коллекцию предметов искусства (нужно же потратиться на хобби), благотворительность, а также покрыть другие текущие расходы за 20хх год. Это позволит нам не отвлекать/резервировать/выводить средства из портфеля акций, которые продолжат генерировать прибыль (быстрее чем вилла, например). Кроме того, таким образом мы не будем подставлять под налоги прибыль в 200%, накопленную в ПИФах за последние 7 лет.
Примерно, так я представляю комментарии клиенту, к финансовому плану для «сложной структуры активов».
28 февраля 2008 в 00:50
Спасибо за ответ, Владимир.
Не очень понял Ваши мысли про сложную структуру активов, однако достаточно того, что Вы согласились с допущением.
Поэтому у меня следующие вопросы:
1. Учитывает ли каким то образом «план за 1 минуту» индивидуальные факторы финансовй жизни таких людей, с существованием которых Вы согласились?
2. Каким образом эти факторы могут быть учтены?
3. Сколько времени необходимо для того, чтобы человек самостоятельно учел эти факторы?
4. Сколько стоит 1 час времени такого человека?
5. Сколько стоит услуга по составлению комплексного плана (или время консультаната)?
После ответа на эти вопросы мы поймем практическую полезность комплексного плана для каждого конкретного человека.
28 февраля 2008 в 01:44
Комментарии прочитал полностью. Я просто имел в виду, что таких калькуляторов в сети — море. Просто никто их планами не называет. С помощью калькулятора я пойму, если я буду инвестировать 100 долларов ежемесячно под 24% годовых, то через 10 лет получу 48 000. Моему финансовому планированию это никак не помогает.
Вопрос планирования состоит в том, какие действия я должен предпринимать сейчас, чтобы в итоге получить желаемое. По-моему простым расчетом доходности по сложным процентам этого не добиться. С другой стороны, чем долгосрочнее план, тем больше в нем условностей и допущений, тут я полностью с Вами согласен. С трудом представляю себе 10-летний финансовый план: как-то пробовал себе его составить, но скачки месячных доходов и расходов в разы не позволили рассчитать годовые показатели с достаточной точностью. В итоге на длительный срок (7 лет) есть только цель (сумма) и контрольные точки на каждый год. А уж внутри года более подробный план — когда, сколько и в какие инструменты вкладывать.
600$ — это что-то совсем уж много. Может это цены из США? В России знаю подобная услуга стоит 1000-2000 рублей.
28 февраля 2008 в 08:59
Nick Cherry, ну с таким подходом можно было написать один пост: всего в интернете много — идите и ищите :) А так я представил свой вариант, написал чем он может быть полезен + получил ссылки от Вас и от Макса
«600$ — это что-то совсем уж много» — это сумма взята изстатьи в январском номере Forbes — пишут, что сотнями такие планы продают. Думаю врут. Да что далеко ходить, вон Сергей в соседних комментах пиарится — у него эта услуга 400 баксов стоит. Правда аргументов он пока не привел, говорит что это «всего лишь попытка разобраться» …
28 февраля 2008 в 09:02
Владимир,
полностью согласен, что для подавляющего числа частных инвесторов развёрнутый финансовый план не нужен. Максимум, что им нужно — это уверенность в том, что дети смогут получить образование, что в случае финансовых невзгод будет какая-то подушка, и что в старости не придётся побираться.
28 февраля 2008 в 08:40
Сергей, «таких людей» единицы, они очень богаты и финансовый советник у них, как правило в штате, получает он немало. Поищите в интернете информацию о том, кто и как организовывал «упаковку» части активов Интеко (Елена Батурина) в паевые фонды. Думаю, этот человек что-то для нее планировал ;)
А широкой массе инвесторов, у которых есть только зарплата, вклад в банке и ПИФ, финансовый план не нужен. И так все просто и ясно. 10-15% дохода инвестируются — что из этого получится можно узнать за минуту.
28 февраля 2008 в 11:11
Владимир,
откуда вы взяли цифру 400 баксов и уверенность в том, что я пиарюсь в Вашем блоге?
28 февраля 2008 в 11:16
Максим,
давайте посмотрим, что значит:
1. «Уверенность в том, что дети смогут получить образование»
2. «В случае финансовых невзгод будет какая-то подушка»
3. «В старости не придётся побираться»
Могли бы Вы это выразить в цифрах (стоимость, срок)? Не обязательно Ваших личных, можно абстактных, но которые вам по душе…
28 февраля 2008 в 11:20
Сергей,
всё просто:
1. через 6 лет должно быть накоплено 70к на частную школу ребёнку, а ещё через 4 года — ещё 50к на колледж (и сопутствующие расходы)
2. год можно будет безболезненно искать работу в случае ухода с имеющейся работы или возможность быстро решить неожиданные финансовые проблемы (медицинские счета, помощь родне и т.п.)
3. В возраста 70 лет ежегодная пенсия будет составлять 150-200к в год.
Пока так.
28 февраля 2008 в 11:30
Владимир, мои вопросы сами по себе являются аргументами, я был уверен, что Вы это понимаете.
Если человек зарабатывает, скажем, 3000$ в месяц и имеет семью, пару кредитов, депозит, ПИФ, возможно акции, квартиру/машину, хочет скажем регулярно отдыхать, менять машину раз в три года, через 5 лет сменить квартиру, через 10 выйти «на пенсию» и т.д., то мне кажется, калькулятром здесь не обойтись, поскольку необходимо учесть:
— инфляцию
— рост доходов
— доходность инвестиций
— несколько целей, распределенных во времени
— достаточность пенсионного обеспечения
— оптимальность кредитов
— подобрать конкретные более эффективные инструменты, соответствующие целям
И потом, план это не только отчет в бумажном виде, это еще и конкретная работа с человеком и разбор с ним его финансовой ситуации, вывод на его истиные цели, поиск «дыр» в бюджете и т.д.
И в данном случае, поскольку его годовой доход составляет приблизительно 36.000$ , то стоимость плана будет на этом фоне весьма незначительна.
Кстати, я же присылал Вам файл с примером плана, но к сожалению, так и не услышал Вашего мнения по нему.
Спасибо!
28 февраля 2008 в 11:53
Сергей,
1. У меня почему-то сложилось предположение, что мы не спорим и не ищем просчётом в цифрах, а обмениваемся вопросами и ответами? Влияние инфляции на стоимость товаров и услуг я немножко представляю.
2. Для «подушки» — срочный накопительный счёт (типа ING, который даёт 8% годовых). Для всего остального — инвестиции.
3. Ещё раз, я приводил данные по состоянию на сегодняшний день.
В общем, мне не кажется, что дискуссия продолжает быть конструктивной.
28 февраля 2008 в 12:01
Максим,
ничуть не хотел показаться неконструктивным, прошу прощения, если это случилось.
Безусловно, я предполагал обмениваться вопросами и ответами, а просчетом всего лишь хотел показать то, что достаточно часто и для простых инвесторов нужно чуть больше чем калькулятор. Меня просто немнго удивило нежелание Владимира с этим согласиться.
Я вовсе не хотел Вас каким либо образом обидеть, произведя эти расчеты, я предполагал лишь использовать их как наглядный пример того, что простая на первый взгляд ситуация может оказаться на такой уж простой.
Извините, еще раз, если каким либо обазом заставил испытать негативные эмоции.
Спасибо!
28 февраля 2008 в 12:04
Сергей,
я всей душой соглашусь с тезисом, что чем долгосрочнее финансовый план, тем более высока погрешность (точнее, предоложения о покупательной стоимости накопленных денег; кстати, это забавно пересекается с моей сегодняшней статьёй про миллион долларов). И то, что эту погрешность серьёзно недооценивают многие начинающие инвесторы.
28 февраля 2008 в 12:15
Максим,
спасибо за нашу с Вами дискуссию. Рад, что она пришла к взаимному согласию. :)
28 февраля 2008 в 11:47
Максим,
1. Сколько будет стоить образование через 6 и 10 лет соответственно? При инфляции 5% эти суммы превратятся в 93.800$ и 81.400.
2. В каком инструменте необходимо держать сбережения в принципе и в каком банке/УК и т.д. конкретно? Не всякий человек может выбрать провайдера финансовых услуг, а в плане это есть
3. Если сейчас человеку 35 лет, например, то при той же инфляции в 5% получится что через 35 лет его 180.000$ в год превращаются в 990.000$ в год и далее сумма продолжает расти. К тому же надо учесть, чтобы приобретение каких либо целей по дороге не поставило под угрозу пенсионный капитал + учесть что структура портфеля по инструментам для капитала с которого предполагается жить на пенсии должна меняться.
Вы все еще считаете, что с помощью предлагаемого калькулятора можно учесть те цели, которые Вы расписали? ;)
28 февраля 2008 в 14:37
Я думаю, что в Форбсе учли еще и финансовые планы, входящие в доверительное управление, тогда вполне реальны и цены, и количество продаж (если сотни в год).
23 апреля 2008 в 20:18
Я совершенно согласен с доводами Владимира, как можно спрогнозировать повышение цены или курс доллара.
28 апреля 2008 в 16:42
Непонятно, как можно оценить труд по составлению этого файла в 50 долларов. Я бы дал максимум 2. Поэтому капитализация явно завышена! 2 * 400 = 800 долларов. И ни цента больше.
8 августа 2008 в 14:43
Спорить про то что план нужен, бессмыслено. Конечно да. Максимальный горизонт расчета плана наверное 10 лет… Больше срок нивелирует колосальная погрешность.
В моем представлении финансовый план… это план увеличения числа источников дохода…
1 этап работа
2 этап работа+пиф
3 этап работа+пиф+акции
4 этап работа+пиф+акции+недвижимость
5 этап работа+пиф+акции+недвижимость+свечной заводик :)
11 ноября 2008 в 03:32
Я тоже считаю что план нужен, он как сказал Владимир Горбунов «мотивирует и дисциплинирует», но мне кажется что составлять его надо самому лично, ибо так он будет заставлять еще думать и анализировать текущую и будущую ситуацию, что должно придать еще и уверенности.